Раздел 1 - Московский комитет образования

Раздел 1 ______________________________________________

применения полученных результатов, объем реферата - 0,3-5 машинописной страницы);

содержание (оглавление);

перечень сокращений, символов и условных обозначений;

основную часть;

список использованных источников и литературы;

приложения.

^ Основная часть отчета включает введение, обзор литературы (состояние вопроса) и источников, разделы (главы), отражающие методику, содержание и результаты выполненной работы, а так» заключение (выводы и предложения).

Введение должно кратко характеризовать современное состоят научной задачи, которой посвящена работа, а также актуальность и новизну выполненного исследования.

^ В обзоре литературы и источников должно быть полно и систематизированно изложено состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа в обзоре должны быть ретроспектива идей, а также новые идеи и задачи, возможные подходы решению этих задач, результаты исследований других авторов л данному вопросу. Противоречивые сведения, содержащиеся в различных источниках, должны быть проанализированы и оценены с особой тщательностью.

^ В основных разделах (главах) отчета дается обоснование выбранного направления работы, формулируются задачи и гипотеза исследования; последовательно и подробно излагаются методика исследований, содержание и результаты исследований, в том числе и отрицательные. Методика исследований, если она не общеизвестна, должна излагаться подробно, с обоснованием ее выбора.

В разделе, посвященном описанию экспериментов, указывается цель экспериментов, приводится программа их выполнения, излагается сущность работы, оценивается точность и достоверность полученных результатов, приводится сопоставление их с результатами других исследований или с теоретическими данными.

Заключение должно содержать оценку результатов работы и
соответствие их поставленным задачам. Здесь же необходимо указать,
чем завершена работа: получением новых данных об объекте исследования, новых явлений, закономерностей процессов, качественных и количественных характеристик и т.д. В конце этого раздела приводится оценка возможных путей дальнейшего исследования данных и смежных вопросов.

I

56

Экспериментальная работа в Московской городской педагогической гимназии-лаборатории

В список литературы включают все использованные источники. Для чтения наиболее удобен список, в котором источники и литература расположены в алфавитном порядке и пронумерованы.

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и др.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги (без кавычек), место издания, издательство (без кавычек), год издания, иногда объем в страницах. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Если книга написана двумя и более авторами, то их фамилии с инициалами указывают в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; перед фамилией последующего автора ставят запятую. Наименование книги, место издания приводят полностью в именительном падеже. Допускается сокращение названия только двух городов: Москвы (М.) и Ленинграда (Л.), Санкт-Петербурга (СПб.).

Примеры:

  1. Блинова Т. Б. Иезуиты в Белоруссии. - Минск, 1990.

  2. Валишевский К. Роман императрицы. Екатерина П императрица
    Российская. - М., 1990.

Сведения о статье из сборника или периодического издания (журнала) должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование серии (если таковая имеется), год выпуска, том (при необходимости), номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. При указании номеров страниц, на которых помещена статья, следует приводить номера первой и последней страниц, разделенных тире.

Пример:

22. Глинский Б. Б. Республиканец при дворе// Истор. вестник. - СПб., 1888, т.ХХХIV. С.54-96.

При ссылках в тексте на источники и литературу следует приводить порядковый номер по списку литературы с указанием использованных страниц, заключенный в квадратные скобки.

Пример: [22, С.56-58]

Приложения оформляются как продолжение текста отчета, дипломной работы. Каждое приложение начинается с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово "Приложение".

Каждое приложение должно иметь свой тематический (содержательный) заголовок. Если имеется два или более приложений, их нумеруют арабскими цифрами (без знака №). Например: "Приложение 2» и т.д. Приложения нумеруют, как правило, в порядке появление ссылок в тексте основных разделов.


Раздел 1 ______________________________________________

Рисунки, таблицы и формулы в пределах каждого приложения нумеруются арабскими цифрами, например: "рис. П. 1.2" - второй рисунок первого приложения и т.п.

^ Этап 4. Прием и защита заключительного отчета, дипломной работы

Для унификации требований отчет принимает комиссия, в которую входят руководитель УИМ и два учителя по предмету. В комиссию может быть включен учитель другого предмета, с которым связана часть выполненной работы. Руководители УИМ обязаны перед защитой представить отзывы на выполненные работы.

Целесообразно проводить защиту работ в присутствии других гимназистов.

Перед комиссией гимназист делает краткий (10-15 мин) доклад, в котором отражаются:

актуальность и значимость темы исследования; цель и задачи работы; гипотеза исследования; использованные методики; основные результаты исследования; выводы (заключение).

Затем члены комиссии организуют дискуссию по содержанию работы, обращая особое внимание на знание и понимание гимназиста вопросов теории, сущности методик и практическое владение ими, умение работать на приборах и установках, обосновывать выводы и работе, четко и грамотно докладывать ее результаты.

После защиты комиссия дает оценку выполнения работы и защиты отчета, дипломной работы.

Лучшие работы рекомендуются к публикации в печати, оформлению на гимназический конкурс, использованию педагогической работе учителей.

Отчет, дипломная работа хранится в гимназии.

Экспериментальная работа в Московской городской педагогической гимназии-лаборатории

Приложение Форма задания

Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория

Объединение Утверждаю:

Ведущий специалист

ч »

^ ЗАДАНИЕ

на учебно-исследовательскую работу

(дипломную работу)

гимназиста класса

Раздел 1 ______________________________________________

Список источников и литературы

1 Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М., 1973.

  1. Арнольд В. И. Теория катастроф. - М., 1983.

  2. Батюшков Ф. Д. Творчество/ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрон. - СПб., 1901.

  3. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1963.




  1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1990.

  2. Блох М. А. Творчество в науке и технике.- Пг., 1920.

  3. Бройль Л. де. По тропам науки. - М., 1962.

  4. Буш Г. Я. Аналогия и техническое творчество. - Рига, 1981.

  5. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. - М., 1988.




  1. Грузенберг С. О. Психология творчества. - Минск, 1923.

  2. Грузенберг С. О. Гений и творчество. - Л., 1924.

  3. Грушко И. М., Сиденко В. М. Основы научных исследований. - Харьков, 1983.

  4. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). Дневник работы и жизни. - М., 1957.

  5. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.

  6. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., 1969.

  7. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. - М., 1974.

  8. Интуиция, логика, творчество. - М., 1987.

  9. Иоффе А. Ф. Встречи с физиками. - М., 1960.

  10. Исаченко И. И., Кочетков Г. Б., Могилевкин И. М. Наука
    техника против человека. - М., 1985.

  11. Как провести социологическое исследование. - М., 1985.

  12. Кедров Б. М. О современной классификации. Философия
    современное естествознание. - М., 1982.

  13. Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике. - М., 1987.

  14. Кирпичев М. В. Теория подобия. - М., 1953.

  15. Крюи П. де. Охотники за микробами.- М., 1928.

  16. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. - Таллин, 1980.

  17. Кюри Е. Мария Кюри. - М., 1979.

  18. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: в 2-х т. Т.1 - М., 1995.

  19. Лук А. Н. Психология творчества. - М., 1978.

60

Экспериментальная работа в Московской городской педагогической гимназии-лаборатории

  1. Майданов А. С. Искусство открытия: Методология и логика
    научного творчества. - М., 1993.

  2. Методы педагогических исследований/ Под ред. А. И.Пис-
    кунова, Г. В. Воробьева. - М., 1979.

  3. Научное творчество. - М., 1969.

  4. Освальд В. Великие люди. - СПб., 1910.

  5. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов/ Под
    ред. В. И. Крутова. - М., 1989.

  6. Пальчевский Б. А. Научное исследование: объект, направ­ление, метод. - Львов, 1979.

  7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

  8. Пойа Дж. Как решать задачу. - М., 1959.

  9. Пойа Дж. Математическое открытие. - М., 1970.

  10. Полонский В. П. Сознание и творчество. - Л., 1934.

  11. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. - М.,
    1960.

  12. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.,
    1976.

  13. Психология мышления. - М., 1965.

  14. Пуанкаре А. Математическое творчество. - М., 1909.

  15. Пуанкаре А. Наука и метод. - СПб., 1910.

  16. Пуанкаре А. О науке. - М., 1983.

  17. Пушкин В. Н. Психология и кибернетика. - М., 1971.

  18. Пушкин В. Н. Эвристика - наука о творческом мышлении.
    - М., 1967.

  19. Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. - М., 1977.

  20. Рабочая книга по прогнозированию. - М., 1982.

  21. Рабочая книга социолога. - М., 1977.

  22. Рибо Т. Творческое воображение. - СПб., 1901.

  23. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. - М., 1987.

  24. Творчество. - М., 1923.

  25. Урсул А. Д. Природа информации. - М., 1968.




  1. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

  2. Энгельмейер П. К. Теория творчества. - СПб., 1910.

  3. Эндрю А. Искусственный интеллект. — М., 1985.

  4. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология,
    программа, методы. - Самара, 1995.


Раздел 1 ______________________________________________

Примерный перечень общенаучных терминов, распознавание которых может быть одним из итогов обучения в учебно-исследовательской мастерской

Знание - идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Понятие - мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления:

общие понятия связаны не с одним, а с множеством предметов; единичные понятия относятся к одному определенном)

предмету;

собирательные понятия обозначают целые группы однородных

предметов, представляющих собой известное единство, закончен­ную совокупность.

^ Научная идея - интуитивное объяснение явления без проме­жуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод. Она базируется на уже имеющемся знании, но вскрывает ранее не замеченные закономерности. Свое специфическое выражение идея находит в гипотезе.

Гипотеза - предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют теорией или законом.

Теория - система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Возникает в результате обобщения познава­тельной деятельности и практики. Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, категории и факты

Принцип - самое абстрактное определение идеи (начальная форма систематизации знаний). Принцип - это правило, возникшее в результате субъективно осмысленного опыта людей.

Методология - философское учение о методах познания и преобразования действительности.

Метод - способ достижения цели.

К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический и системный методы:

наблюдение - способ познания объективного мира, основанный

на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи

органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя;

^ 62

Экспериментальная работа в Московской городской педагогической гимназии-лаборатории

сравнение - установление различия между объектами материаль­ного мира или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств;

счет - нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характери­зующих те или иные свойства;

измерение - процесс определения численного значения некото­рой величины путем сравнения ее с эталоном;

эксперимент - одна из сфер практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира; в процессе эксперимента исследователь вмешивается в изучаемый процесс с целью познания, при этом одни условия опыта изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются или ослабляются; экспериментальное изучение объекта или явления имеет определенные преимущества по сравнению с наблюдением, т.к. позволяет изучать явления в "чистом виде" при помощи устранения побочных факторов; при необходимости испытания могут повторяться и организовываться так, чтобы исследовать отдельные свойства объекта, а не их совокупность;

обобщение - определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса; это средство для образования новых научных понятий, формулирования правил, принципов, законов и теорий;

абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя; как правило, осуществляется в два этапа: на первом определяются несущественные свойства, связи и т.д., на втором исследуемый объект заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, сохраняю­щую главное в сложном; виды абстрагирования: отождествление (образование понятий путем объединения предметов, связанных по свойствам в особый класс), изолирование (выделение свойств, неразрывно связанных с предметами) и конструктивизация (отвлечение от неразделенности границ реальных объектов);

формализация - отображение объекта или явления в знаковой Форме какого-либо искусственного языка и обеспечение возмож­ности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков;

аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения (аксиомы) принимаются без

63

Раздел 1 _ доказательств и затем используются для получения остальных знаний по определенным логическим правилам;

анализ - метод познания при помощи расчленения или разложения предмета исследования на составные части, анализ составляет основу аналитического метода исследований;

синтез - соединение отдельных сторон предмета в единое целое; виды анализа и синтеза: прямой или эмпирический метод (используется для выделения отдельных частей объекта, обнаружения его свойств, простейших измерений и т.п.), возвратный или элементарно-теоретический метод (базирующийся на представлениях о причинно-следственных связях различных явлений) структурно-генетический метод (включающий вычленение в сложном явлении таких элементов, которые оказывают решающее влияние на все остальные стороны объекта).

^ Объект научного исследования - материальная или идеальная система.

Предмет - структура системы, закономерности взаимодействия

элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития

различные свойства, качества и т.д.

Проблема - совокупность сложных задач, решение которых назрел

в науке или практике; с социально-психологических позиций проблем;

- отражение противоречия между потребностью в знании и известными

путями его получения, между знанием и незнанием; проблема

возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднение или наталкивается на "невозможность" получения результат) известными способами.

64 I

Экспериментальная работа в Московской городской

педагогической гимназии-аборатории


Бяшарова Т. Н., Карпашевич Л. А.

Комплексная программа физического

воспитания и развития учащихся

педагогической гимназии

Актуальность

Абсолютно здоров тот, у кого все органы и системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них не имеется никаких болезненных отклонений.

В специальных исследованиях состояния здоровья установлено, что абсолютно здоровых людей очень мало, в условиях тщательной проверки у многих обнаруживаются незначительные, а иногда и более серьезные отклонения от нормы, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях.

^ Задача - определить уровень физической подготовленности здоровых школьников и детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Методы исследования:

анализ и обобщение литературных данных; педагогическое наблюдение; контрольное тестирование.

^ Организация исследований предусматривает два этапа:

  1. сбор и анализ литературы, классификация детей в зависимости от
    норм отклонения в физическом развитии;

  2. определение уровня физической подготовленности здоровых
    школьников и детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Физическое благополучие ребенка зависит от функционирования всех органов и систем, от соответствия темпа роста и развития организма. Основным критерием оценки состояния здоровья является уровень способности человека к приспособлению, уровень его фактического приспособления зависит прежде всего от врожденных качеств. Физические характеристики лишь часть адаптивности.

Здоровье тесно связано и с духовным миром ребенка, образом его

жизни, школьной средой.

В МГПГЛ 321 учащийся; имеющиеся заболевания представлены в таблице 1.


65

Экспериментальная работа в Московской

городской педагогической гимназии-лаборатории

Раздел 1 ______________________________________________

Таблица 1






1995/1996 гг.

1996/1997 г.г.

I специальная группа

23

30

II подготовительная группа

25

28

По заболеваниям:






1995/1996 гг.

1996/1997 гг.




Различная патология органов зрения

11

12




органов пищеварения

10

11




пиелонефрит

8

12




функциональные изменения в сердце

4

3




астма

3

4




сколиоз

не фиксировали отдельно

8




ДЖВП

7

4




Прочие заболевания

8

5







48

58




В результате проведенного анализа выявлено, что уровень заболеваемости гимназистов второй год удерживается на высоком уровне. На сегодняшний день число детей, пропустивших занятия по болезни, возросло и меняется в зависимости от возраста (см. табл. 2). Самая высокая заболеваемость в 5 классе. Ежемесячно болело 7, 9,4,9, 4, 10, 4, 2 человек. Это 25-45% от числа учащихся класса.

Изменяется структура заболеваемости; увеличилась доля болезней органов зрения, пищеварения и костно-мышечной системы.

Таблица 2

Пропуски занятий по болезни учащихся МГПГЛ


Таблица2



24

1

3

1

1

6

267



26

2

2

2

1

7

314



22

2

3

5

3

14

254



25

9

6

6

4

25

210

10а

20

-

1

-

2

3

нет данных

10б

20

-

1

-

1

2

176

10в

20

-

3

-

4

7

41

11а

24

-

5

-

3

8

100

11б

17

-

1

-

2

3

71

11в

19

-

4

-

3

7

189

Всего

321













-ИЗ

-2667

Основной задачей физического воспитания в гимназии мы считаем формирование мотивированного поведения к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Введена система ежедневных домашних заданий по физкультуре в 5-6 классах. Прослеживая эффективность их воздействия на организм, вносим коррективы в программу, при этом стараемся достичь конечной цели:

улучшения здоровья;

формирования привычек к самостоятельным занятиям физической культурой;

воспитания сознательного отношения к себе; здорового образа жизни.

В 5-6 классах в 1996/97 гг. были проведены антропометрические измерения, данные представлены в таблицах 3 и 4.



Класс

Кол-во уч-ся

I сем.

II сем.

III сем.

IV сем.

Всего

чел/дней

5

28

2

2

5

-

9

385

-~-~

6

25

2

2

1

1

4

297

7

25

3

3

3

3

12

296



26

-

1

5

-

6

49




4110644232817550.html
4110830114184755.html
4110874605936883.html
4110940435853219.html
4110979396835724.html