Владислав Поляковский - страница 4

3. Необходимость выполнения действий сложения, вычитания, умножения и деления породило причины постепенного перехода с непозиционной системы записи чисел на позиционную. При этом произошел эффект "дублирования" самого нижнего числового ряда на следующий: цифра "1" в зависимости от позиции обрела смысл еще и "10", "100" и т.д. Сами числа "10", "100" в зависимости от основания системы счисления также приобрели разный смысл.

В смешанной натурально–символической системе записи левые цифры получившегося трехзначного числа – 500, 700 и 1300 при такой системе счета лет обретали смысл не натуральный, а символический. Реальный натуральный смысл при этом имел не номер года как таковой, а разность между двумя годами, записанными в одной системе. Память о том, что начало счёта возымело место не в 1300 году, а в 1320 году, могла отойти на второй план. К примеру, запись года 1350 должна была восприниматься как 1350=1300+50, где число 50 воспринималось в натуральном смысле, а число 1300 – в символическом.

С другой стороны, фразы, к примеру, "за 1350 лет до наших дней" (время определено конкретно) и "в древние, незапамятные времена" (время не определено конкретно) звучали абсолютно эквивалентно!

Со временем ситуация изменилась, но на тот момент положение дел было именно таким.

4. Каждое из символических чисел могло приобрести некий сакральный смысл. С точки зрения закрепления в массовом сознании символичности было очень удобно сопоставить начало всеобщей датировки неким общеизвестным мифологическим событиям, т.е. таким, которые воспринимались как мифологические и никак иначе. Так закрепились счёт лет от РХ и от исхода пророка Мухаммада соответственно. Таким же образом при этом возникли легенды об Иисусе Христе и пророке Мухаммаде, которые со временем стали составной частью религиозных учений.

Введение общепринятого мифологического образа, каковым стал образ Иисуса Христа, могло произойти в год под номером 25. Он мог быть записан как 525 в одной системе (год именно с таким номером приписывается деятельности Дионисия Ничтожного, которому приписывается расчет пасхалий, связанных с его именем). Он мог бы легко быть записанным как год 725 или 729, так как (25)12–>10=29 и 1325 (или 1333, так как (25)12–>8=33) в других системах.

5. Первым серьёзным проявлением кризиса описываемого символизма стала необходимость перехода из одного столетия в другое. При восьмеричной системе счёта такой момент должен был настать в 1377 году. Теоретически можно было решить проблему простой заменой символа числа 1300 на символ числа 1400. А можно было, провозгласив новую эпоху в жизни человечества, вообще отказаться от смешанной натурально–символической записи, полностью перейдя на натуральную систему записи, разместив на хронологической шкале некие мифологические события за 1400 лет до своего времени. Тогда все сложности счёта, связанные с наличием символических чисел, автоматически устранялись.

Что характерно: от 1320 до 1400 года, если номера лет понимать в 8–ричном смысле, прошло (60)8 = (48)10 = (40)12 лет. Тем самым, природа 50–летних юбилеев выходит на поверхность.

Реально это вылилось в эпоху интенсивного празднования юбилеев, которая приходится на вторую половину XIV – первую половину XV веков.

При этом еще имел место эффект отказа от восьмеричной системы записи – хронологи просто решили идти по пути постепенного перехода от неё к десятеричной с сохранением номеров лет, начинающихся на 1300. Неизбежно это могло привести к некой путанице смыслов: номер года нужно было воспринимать или в восьмеричном, или в десятеричном смысле, а это порождало двойственность.

Итак, причины перехода с восьмеричной системы на десятеричную прозрачны, а что касается двенадцатеричной системы, то она постепенно могла просто отойти на второй план.

Хочется напомнить, что в мировой истории есть несколько ключевых фигур, годы коронаций которых ровно совпадают с переменой столетий:

800 – коронация Карла Великого,

1000 – коронация Отто – Оттона,

1200 – коронация Чингисхана.

Коронации других персон такого же масштаба, приходящиеся ровно на годы смены столетий, автору этих строк неизвестны.

Числовой ряд выстраивается удивительный: если отбросить у каждого из номеров лет коронации по два нуля на конце, то получатся три числа: 8, 10 и 12. И именно они сыграли роль основания системы счета лет! Совпадение просто кричащее.

Можно ли проанализировать мысль из Хаима Лазаря Слонимского о том, что в основе мировой хронологии лежала именно цифра 500, и выдвинуть в этой связи некие соображения? Попробуем.

– числовое значение символа, следующего после числового значения последней буквы алфавита иврита "тав" (ת) , 400, будет 500.

– 22 знака, изображающих буквы, как это имеет место в алфавите иврита, могли быть отражением 22 знаков, необходимых для фиксации полной восьмеричной системы, необходимой для фиксации знаков от одного до 1000 (по семь в каждом из рядов для единиц, десятков, сотен и т.д.).

– за два метоновых цикла 38 лет наблюдается 235*2=470 лунных месяцев.

– (500)12 = 6! При этом можно провести проведении некие рассуждения о философском смысле факториала (два в трех, три в четырех и т.д., которые иногда проскакивают в отдельных философских системах).

– (одна из самых поздних вставок) (500)8 = (320)10. Из этого равенства, а также из сопоставления его с первой традицией синхронизации ясно следует, что вспомнив его, можно легко перейти как на шкалу счета лет от Христа с левой единицей, обозначающей тысячу, так и на шкалу счета от Христа без нее... Кстати: (328)12 = (720)8. Это о 700–х годах, которые также вышли на поверхность в первой традиции синхронизации.

С учётом найденного нами периода счёта в разных системах продолжительностью в (80)10 = (120)8 лет нижняя хронологическая граница записи поднялась бы на 120–80=40 лет (или на 3*38–2*28=38 лет). Тем самым год 1324 превратился бы в год 1362 или в год 1363. С учётом сохранения свойств лунного цикла значительно больше подходит год 1363.

И, наконец, самое прозрачное. Если мы о числе, которым обозначена дата, знаем, что оно оказалось продуктом записи в 8–ричной системе, для того, чтобы ответить на вопрос, какой же год оно обозначает, в общим случае, нужно сделать пересчет. План этого пересчета прост: мы знаем верхнюю границу, когда счет в 8–ричном системе прекратился – 1435 год. Считаем разность в 8–ричной системе, затем эту разность пересчитываем в 10–ричную и вычитаем из номера года, на сей раз воспринимаемого в 10–ричном смысле.

Что примечательно, при упоминании введения иудейского календаря в 953 году выплывает на поверхность еще одна традиция синхронизации, связанная с тем, что (953)12 = (1359)10

^ 3.2. Вторая традиция синхронизации иудейской и христианской эр

Она выглядит очень коротко:

(920)12 = (1320)10

Для отличия от традиции, изложенной в предыдущем разделе, назовем её второй традицией синхронизации. Если ее продлить направо, мы получим:

(920)12 = (1320)10 = (2450)8

Видимо, необходимость фиксации этой традиции связана с тем, что двенадцатеричная система на тот момент должна была быть единственной сугубо непозиционной. Её отличие от синхронизации мусульманской и иудейской, зафиксированных в первой традиции синхронизации, удобнее тем, что первый год этой традиции будет иметь один общий номер – 20. Для записи чисел в двенадцатеричной непозиционной системе до поры до времени достаточно иметь двенадцать знаков первого разряда и двенадцать знаков второго разряда, а также знак, символизирующий число 900.

Такая традиция исчерпала бы себя в год (BB)12 – (20)12 = 119 году, или в 1320+119=1439 году. Именно в этом году исчерпался бы смысл знака, символизирующего число 900, и встала бы потребность введения нового знака. При этом уже упомянутый Фридрих Третий начинал править ровно на следующий год. Что характерно, у нас еще раз выплыли на поверхность 30–40-е годы XV века.

При этом число 12 и ряд лет, которые начинаются числом 900, соответствует иудейскому календарю. Форма записи номеров в этом виде не исключена, но она вряд ли означает события, которые от наших дней начала XXI века отстоят на 1100 лет.

Число 10 и ряд лет, которые начинаются числом 1320, соответствуют христианскому календарю. В отличие от предыдущей традиции, где число 1320 воспринималось лишь в восьмеричном виде, вырисовывается качественно другая традиция летоисчисления.

Если здесь отталкиваться от числа 1320, то у нас вырисовались бы еще две традиции, которые начинались бы в 1320–900=420 году, и в 1320–2450 = –1130 году. Первая из них при этом попадала бы на падение Рима, а вторая на падение Трои. К последнему мы вернёмся ниже.

Небольшие итоги. Всеобщая календарная синхронизация в виде разных типов календарей создана была. Тем не менее, быстро вышло на поверхность, что возникшая традиция универсального летоисчисления была не очень естественной. Иными словами, сразу же после появления символически–натуральной системы записи чисел быстро вырисовывался их кризис. Поэтому возник ряд попыток найти другие возможности достижения конвенционализма. Там возникли другие эры летоисчисления. Среди них в отдельную группу можно выделить эры от СM.

Основа для создания гипотез, изложенных в следующем разделе статьи: если между номерами лет имеет место соотношение A+B=C, то события события Ea, Eb, Ec , состоявшиеся в эти годы, могут быть взаимосвязаны.

^ 3.3. Возникновение традиций летоисчисления от СM

3.3.1. Возникновение традиций летоисчисления от см на основании числа дней в метоновом цикле

Существует несколько традиций датировок от СM. Самой популярной из них оказалась русская, или византийская, или константинопольская. Она имеет временную дистанцию от эры от РХ на 5508/5509 лет.

Когда создавались датировки от СМ, то их создатели, видимо, руководствовались соблюдением принципа символизма. Правда, при этом роль столетий, роль символических чисел перешла к тысячелетиям. Еще здесь хочется отметить одну удивительную скромность и самокритичность сторонников этих традиций: как будет показано ниже, они свои эры вводили таким образом, будто бы подчеркивали, что скоро вообще счету в их эрах придет конец. Таков был способ подчеркивания символизма.

Обращает на себя внимание то, что 6939–5508=1431, то есть если из числа дней в метоновом цикле вычесть разность пересчета византийской эры от см в годы от рх, то у нас получится ровно дата выхода эдикта папы Евгения о счёте лет от рх. Совпадение это могло означать, что в 1431 году, в год провозглашения эдикта папы Евгения, дали слово некой хронологической школе, которая отождествила каждый день метонова цикла с годом некой эпохи. В 19-летнем цикле таких дней 6939. Кроме того, на тот момент или была свежа память, или в нужном месте под рукой были расчеты, где число 5508 вышло на поверхность как число, вырисовавшееся при попытке введения Великого индиктиона. Теологическая интерпретация дня как года весьма популярна, с ней мы уже сталкивались при рассмотрении учения Иоахима Флорского.

Можно идею происхождения различных эр от СМ зафиксировать как рабочую и рассмотреть в ее свете все даты введения эр от СМ согласно Бикерману [15].

Таблица 1. Вероятные годы введения эр от СМ в гипотезе их происхождения от количества дней в метоновом цикле.

Название эры

Разность между СМ и РХ

Год вероятного введения в гипотезе счета от числа дней в метоновом цикле

Антиохийская, Феофил; I версия

5969

(970)12=1380

Византийская, т.н. константинопольская

5508

1431

Александрийская, или эра Анниана

5493

1447

Эра Анниана (II версия)

5472

1467

Эра Анниана (III версия)

5624

1315

Т.н. датировка 70 толковников

5872

1067

Самарийская

4700

(2239)10–>12=1367

Иероним

3941

2998

Ипполит и Секст Юлий Африканский

5500

1439

Феофил, 2–я версия

5515

1423

Евсевий

5199

(1740)12–>10=1012

Августин

5551

1388

Из этой таблицы ясно видно, что первые попытки её введения имели место в 1367–1388 годах (самарийская эра и эра Августина).

Исключение составляют эра Евсевия и т.н. эра Иеронима. Бринкен их называет эрами Септуагинты и Вульгаты соответственно. Там же дается их структура (с упоминанием Ноя, Абрама, Давида). При этом выходит четкая историческая традиция их возникновения: число лет, на которое эта эра отстоит от рх, было получено как сумма временных расстояний между отдельными, более мелкими эрами, лежащими между РХ и СМ, и к ним наша гипотеза заведомо неприменима.

Число 5508 может еще получиться в результате следующего упражнения. Если из 1400-го года на четыре (в 1404 году) отмерить четыре тысячелетия в понимании двенадцатеричной системы вглубь веков (то есть четыре временных промежутка по (1000)12=1728 лет, то есть всего 4*1728=6912 лет, то число 5508 получится как как число лет от РХ до СM.

Один маленький момент. Когда ирландский епископ Ашер искал совершенную систему пересчета из эры от сотворения мира в эру от РХ, он остановился на величине разности в 4000 лет. Весьма примечательно. Бикерман в "Хронологии древнего мира" [15] (если верить [110]) приводит цифру 4004. Его эра называется Бикерманом "еврейской". В числе 4004, а не ровно 4000 могли быть отражены представления о том, что часто РХ датируется годом не нулевым, а минус четвёртым.

^ 3.3.2. Иудейская эра летоисчисления от СМ

В 1423 году, на который попадает наш вероятный оригинал Латеранского собора и в который был отпраздновал юбилей Иисуса Христа, было принято решение провести три тысячелетия вглубь веков. Опять же, в понимании 12–ричной системы (то есть три временных промежутка по (1000)12=1728 лет, то есть всего 1728*3=5184 года), и тем самым получили число 3760=5184–1423 как число лет от рх до AM. Но: на сей раз уже по иудейской эре. И текущий год, когда и юбилей Иисуса Христа праздновался, на который и вероятный оригинал Латеранского собора приходился, можно было записать как год 5184. Или просто 184. Тем самым возникла иудейская традиция от сотворения мира.

Почему именно три? Видимо, именно к этому моменту совершенно четко созрело философское понимание того, что время имеет три категории: прошлое, настоящее и будущее. И именно к этому моменту начали формироваться грамматики языков, которые эти временные формы различают. Напомним, что первоначальный язык Библии – древнееврейский обладал временной инвариантностью: там все глагольные формы были одного типа, и при этом о времени глагола и его состоянии читателям и переводчикам предстояло догадаться самим.

С точки зрения теории символических чисел это могло означать, что число 1423 уже могло как чисто символическое и не восприниматься, а вот число 1000 и результаты некоторых операций с ним на эту роль вполне могли подходить.

Что характерно, все события, связанные со становлением эры от СМ или происходят во время Великой Схизмы, или имеют место вкратце после ее окончания. Удивительно, но при этом формируется как минимум прозрачный намек на связь Великой Схизмы с рядом этих событий. Вплоть до того, что православные на долгие годы удостоились не очень лестного прозвища схизматиков. Особенно после того, как после 1431 года они приняли решение пренебречь эдиктом папы Евгения, который всем предписал датировать документы от рх. Ибо в их руках было нечто не менее мощное – эра от СM.

^ 3.4. Возникновение других эр летоисчисления.

3.4.1. Эра Олимпиад.

Рассмотрение эры Олимпиад начнём с неожиданной стороны: можно ли извлечь информацию из официальной информации о введении метонова цикла? Если официально, то согласно Бринкен [63] он был введён греком Метоном в 432-м году до о.э. Этот год интересно посчитать в эре Олимпиад, начало которой приписано году под номером –776.

Тогда вероятный оригинал по этой эре попадет на 344 год по эре Олимпиад, что само по себе впечатляет: это – с точностью до номера тысячелетия (который, с учётом того, что он в ряде случаев и не писался, можно и отбросить) – даёт, с одной стороны, год начала измерений (1323-й), и год завершения измерений (1344-й). Ровно 19 лет – продолжительность Метонова цикла.

Как эра Олимпиад при этом возникла? Здесь, видимо, наиболее вероятной гипотезой была бы та, что сразу же после попыток введения понятия Олимпиады было решено каждой Олимпиаде присвоить некий номер. И, видимо, номер первой Олимпиады решили записать точно так же, как и номер года от РХ – в виде числа 525, который согласно первой традиции синхронизации отражал год под номером 1325. Тогда за 525 Олимпиад прошло 525*4=2100 лет, и при этом первый год первой Олимпиады мог прийтись на 775 год до рх. Число 1325 уже было понимаемо в десятеричном смысле.

Здесь же интересен был бы другой эффект, который был связан с сочетанием эры Олимпиад и эры от сотворения мира. Если в 1423 году иудейская эра от СМ была принята, то, как уже отмечено, год 1240 получился при этом как год перемены эр. При этом год с таким номером мог легко стать символическим годом смены эпох. Если при этом эта самая смена эпох должны была ассоциироваться с началом счета по Олимпиадам, то должна была возникнуть та эпоха, для которой счёт лет по Олимпиадам попадал бы ровно на этот 1240 год, или на год, ему предшествующий. Так видимо, возникла количественная оценка летоисчисления в эре от Абрама, начало которой в хронике Евсевия–Иеронима было отнесено на отметку 1240+776=2016 лет до Христа.

^ 3.4.2. Эра от разрушения Трои.

Если номера лет 1321–1325 были восприняты в 10–ричном смысле, то возникало желание записать его в восьмеричной системе. Тогда они записались бы как 1451–1445. Желание записать их именно так было, после вышеописанных манипуляций, теоретически не исключено. Тогда между ними возникала временная дистанция в 1130 лет, и начало отсчета виртуальной эры попадало именно на XII век до о.э. Тем самым мы выйдем как раз на эпоху, которой приписывается так называемое падение Трои.

Постараемся нашу гипотезу изложить более последовательно и канонично, тем самым наш всплеск озарения немного причесав. Если верить Бринкен [63], первой год эры Трои – год 1181 до о.э.. Можно поискать разности между записями номеров лет, записанных в десятеричном смысле, и чисел, возникающих на основании их записи в восьмеричной системе. Ближайшие искомые разности выглядят следующим образом:

1407 год мог быть записан как 2577–й, разность 2577–1407=1170.

1408 год мог быть записан как 2600–й, разность 2600–1408=1192.

Число 1181 – это как раз среднее арифметическое между 1170 и 1192. Кроме того, если те же годы записать в двенадцатеричной системе, то получится 993 и 994 соответственно. Здесь число 900 играет, естественно, символическую роль, но если оно было записано так, как оно записано здесь, а именно, в позиционном виде, то непосвященных мог охватить ужас приближающегося тысячного года.

Подвергнем факт падения Трои интерпретациям. Теоретически Троя могла означать нечто тройственное, и её падение могло означать падение чего-то тройственного. А сама Троя могла означать рассматриваемую в течение последних нескольких страниц тройственную, в смысле записанную в трех системах отсчета, систему записи номеров лет. Как мы видим, идея о прекращении тройственной записи могла возникнуть в 1407–1408 годах (или, скорее, к этому году её смогли признать как наиболее удачную). Ровно в момент введения великого индиктиона.

К тому моменту от начала реального введения календаря прошло 1408–1359=49 лет. Как раз те самые временные промежутки "себе семь субботних лет, семь раз по семи лет", упомянутые в книге "Левит", уже процитированные в этой работе.

Тогда греки, жители страны благоденствия, могли символизировать противников необходимости тройной системы записи дат, а троянцы могли символизировать сторонников этой системы. Другие образы знаменитого троянского эпоса также могли найти совершенно конкретную привязку. К примеру, царь Приам мог быть первым царем, который занимался счётом, три красавицы, фигурирующие в начале поэмы, могли означать три системы счёта, их склока за яблоко раздора могла символизировать конкуренцию трёх систем в мировом масштабе. Троянцы, проигравшие грекам и расселившиеся, несмотря на свое поражение, по земному шару – проигравшая тройственная система, реально вытесненная системой одинарной. Реально тройственная система была со временем почти полностью забыта. Именно этим, может быть, объясняется тот факт, почему в рамках так называемого троянского эпоса новые земли осваивали именно проигравшие, в частности, почему именно потомками троянцев был основан Древний Рим.


4105594154949734.html
4105674346704418.html
4105750992564863.html
4105831372599182.html
4105939369241499.html