ПАРУСИЯ - Степанов Александр Михайлович Большой словарь эзотерических терминов


^ ПАРУСИЯ – (греч. приход), возвращение творца к тварям перед окончанием периода их существования.


ПАРЦУФ – (кабб.), объект, небольшая порция полученного наслаждения (света творца) благодаря масаху. Серия из пяти парцуфим (множественное число от парцуф) образует Олам – мир, а серия из пяти миров образует творение.


ПАССИОНАРНОСТЬ – (от франц. passion – страсть, лат. passio – страдание), атрибут подсознания, важный признак индивида, позволяющий ему подсознательно воспринимать управляющие сигналы обобщенного сознания этнической группы, этноса в целом, и направлять развитие его в соответствии с неосознаваемыми потребностями этого социума. Термин введен Л. Н. Гумилевым.


^ ПАССИОНАРНЫЕ ТОЛЧКИ – условия, запускающие процесс этногенеза. На основании анализа большого исторического периода (с XVIII в. до н.э. по XIII в. н.э.) на карте Евразии выявлено девять последовательных пассионарных толчков. Оказалось, что импульсы пассионарности распространялись приблизительно вдоль геодезических линий. Скорее всего, основным мутагенным фактором, определяющим пассионарный сдвиг биохимических процессов в организме, является вариабельное космическое излучение. Была прослежена определенная связь пассионарных толчков с многовековыми вариациями солнечной активности. Нельзя исключить также влияние вспышек сверхновых и некоторых других космических факторов.


ПАСХА – (от евр. песа – переход), главный иудейский праздник, установленный в честь «исхода» евреев из Египта; отмечается в ночь на первую субботу после первого весеннего полнолуния. Пасхальные обряды иудеев основаны на истории бегства из Египта и странствий в пустыне, изложенной в книге Исход. Центральным торжеством иудейской пасхи является домашняя ритуальная трапеза, состоящая из трех пресных лепешек (мацох), горькой зелени (марор), фруктовой пасты с орехами и вином (харосет), петрушки, вареного яйца, вареного куриного горлышка, хрена, подсоленной воды и четырех бокалов вина на каждого участника. Во время трапезы обычно читается пасхальная агада и производятся различные обрядовые действия.

Христиане празднуют пасху на день позже; в данном случае этот праздник связывается с главным чудом Иисуса Христа, распятого накануне еврейской пасхи и воскресшего на третий день. Главный христианский пасхальный обряд – ночная литургия с причащением. Домашние пасхальные торжества (так называемое «разговение») включают в себя традиционные весенние обряды, возникшие задолго до принятия христианства: в православии основным атрибутом пасхи служат кулич и крашеные вареные яйца. В связи с тем, что православная церковь не приняла григорианский календарь, пасха празднуется здесь на две недели позже, чем в католической и протестантской церквях.


ПАТАЛА – (санскр.).

1. Низший мир, страна противоположного полушария.

2. Нижний мир в целом; совокупность адов в индуистской мифологии.

Синоним – Нарака.

3. Общее название семи подземных областей, в которых живут дайтьи, данавы, наги и другие божества, противостоящие богам, обитающим на небе. Названия этих областей разнятся в источниках, и только нижняя среди них постоянно именуется просто Патала, или Нагалока (мир нагов), поскольку её населяют наги-змеи. В отличие от преисподней, Патала описывается как прекраснейшее место, своего рода подземный рай из золота и драгоценных камней, где правит мудрый и бессмертный царь нагов Васука. Считается, что именно здесь хранился священный текст буддизма махаяны – сутра «Праджняпарамита», которую вынес на поверхность земли древний мудрец Нагарджуна.

4. Седьмая чакра ниже муладхары с центром в подошвах стоп. Соответствует седьмому, самому низшему под земной поверхностью миру, называемому Какола (черный ад) или Патала. Это сфера, в которой заблудшие души заняты разрушением ради разрушения и убийством ради убийства.


ПАТИ – (санскр. хозяин, господь, владыка), в шиваизме – имя бога Шивы, указывающее на Него как на заботливого руководителя и наставника по отношению к душам. В шайва-сиддханте этот термин является одним из элементов мистического триединства пастуха-пати., коров-пашу (душ) и пут-паша, которыми связывают коров.

Смотри Пати-пашу-паша.


ПАТИ-ПАШУ-ПАША – (санскр. хозяин, корова и путы), три основных элемента в философии шайва-сиддханты: Бог, душа и мир – абсолют, человек и Космос – рассматриваемые как мистическое единство. Пати – это Бог, видимый в качестве пастуха; пашу – душа, видимая корова, паша – это та сила, та «веревка», которой Бог удерживает души на пути к истине. Для плюралистических шайва-сиддхантинов эти три элемента являются безначальными, вечными, самодостаточными сущностями. Для монистических шайва-сиддхантинов пашу и паша являются эманационными творениями Пати, Господа Шивы, и он один является вечной реальностью.


ПАТРИАРХ – (от лат. Patriarcha, греч. Patri-Arches), титул ветхозаветных вождей (Авраама, Исаака, Иакова и 12 сыновей Иакова). В некоторых христианских церквях присваивается епископам крупных епархий.

В IV в. библейским словом патриарх называли выдающихся христианских епископов. К концу V в. этот термин приобрел специфическое значение. На Никейском соборе 325 г. церковь была разделена в соответствии с административным делением Римской империи. Во главе провинции стоял митрополит, или епископ метрополии (центра провинции); более крупные административные единицы, епархии, возглавлял экзарх епархии, которого позже стали называть патриархом. Некоторые патриархи осуществляли руководство сразу несколькими епархиями. Вопрос о патриархате явился одной из причин раскола между западной и восточной церквями. Католики утверждали, что патриархатами могут называться только апостольские епархии, а православные возражали, что решающее значение имеет экономическая и политическая мощь епархии.

В настоящее время существует девять православных патриархатов: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский. Между патриархом и любым другим главой автокефальной (независимой) церкви фактически нет никакой разницы.


ПАТУПАИАРЕХЕ – (маори), оборотни со светлыми волосами и белой кожей.


ПАУТ – (егип.), группа или сообщество из девяти богов в Древнем Египте. Таких паутов обычно насчитывали три: «Великая эннеада», «Малая эннеада» и «Низшая». В сохранившихся фрагментах текстов, где перечисляются боги паута, их иногда 10, иногда 11. Этот факт объясняется тем, что египтяне обожествляли различные ипостаси одного и того же бога или разные периоды его существования разными именами. Так, например, заходящее Солнце называлось Тему, или Атму, восходящее Солнце – Хепера, полуденное Солнце – Ра. Это все образы одного и того же Бога.


ПАФФЕРЫ – в алхимии – круг людей второго сорта, среди которых много шарлатанов, мошенников, мечтателей, колдунов, гадателей, поставщиков амулетов, чудаков и сумасшедших всех мастей.


^ ПАХЕМА – царица вампиров и роковая истребительница счастья.


ПАШ – (майя).

1. Космический провал или разрыв.

2. Сила музыки.


ПАША – (санскр. узы, путы), все бытие, проявленное и непроявленное. То, что связывает или ограничивает душу и не дает ей проявить свой полный потенциал. Паша – это тройные узы анавы, кармы и майи.

Смотри Пати-пашу-паша.


ПАШУ – (санскр. живое существо, индивидуальная душа; животное).

1. Индивидуальная душа всех существ: от богов до животных.

2. В терминологии тантризма и шактизма – низший тип человека с заурядным, обывательским сознанием, неспособный воспринять истины эзотерического учения (кулачары) и потому недопускаемый к практикам «тантры левой руки». Так тантристы (особенно каулы) именуют остальных индусов (особенно смартистов и вишнуитов). Пашу – это обычный человек, связанный оковами добропорядочности, увлечений, страха, стыда, ненависти, семьи, поведения, касты и так далее. Он не верит в мантры и гуру и соблюдает только ведические обряды (смотри Веды). Однако, ведя «чистый» образ жизни и поклоняясь избранному божеству, пашу способен эволюционировать в сторону психологического типа вира.

Смотри Пати-пашу-паша.


ПАШУПАТИ – (санскр. пастух; владыка животных), древнее имя Шивы, впервые встречающееся в Атхар-веде. Это форма Шивы, сидящего в йогической позе, обнаружена на печати, относящейся к цивилизации долины Инда.


^ ПАШЬЯНТИ БРАХМАН – (санскр.), вторая фаза постепенной материализации первичного звука; уровень Логосов, составляющих Тримурти (троицу – Брахма-Вишну-Шива). На уровне человека проявляется в разуме. Пашьянти брахман имеет общую форму для всех людей, зверей и птиц, поэтому он является основой телепатии.

Смотри также Пара Брахман, Вайкхари Брахман, Мадхьяма Брахман и Шабда Брахман.


ПЕГОМАНТИЯ – (от греч. pege – источник), разновидность гидромантии (гадания на воде), касающаяся главным образом источников и фонтанов. Знамением служит, например, внезапное изменение цвета. Так, внезапно покрасневшая вода в роднике предрекает начало войны. Форма струи, пузырьки также могут иметь свое значение.


ПЕКЛЕНЕЦ – (слав.), сын Живы, бог Пекла. Властитель ада у славян. К нему попадают неправедные души умерших людей, от которых отказалась богиня Жива. В Пекле души бьют молотом на наковальне, выбивая из них грехи. Перековка душ длится долго и болезненно – тем болезненнее, чем больше грехов накопила душа за время жизни. Наконец, прошедшая через муки Пекла, душа превращается в искру и взлетает вверх. Тут она снова попадает в ведение Живы. Жива, собрав искры, идет в мир людей и вкладывает их в животы беременных женщин. Искры вселяются в детей, которые готовы родиться, и с этого момента ребенок обретает душу.


ПЕКЛО – (слав.), ад у славян. Находится в преисподних безднах, в подземных глубинах, где собираются все злые боги и недобрые силы. В разное время им правили – Черный змей, Скипер-зверь, Индрик-зверь, Волх, Кащей. Пекло разделяется на три уровня подобные греческим Тартару (самый глубокий уровень), Эребу (подземное царство) и Аиду (надземная местность перед входом в подземное царство).


ПЕЛИКАН – (алхим.), алхимический сосуд для непрерывной перегонки, состоящий из двух герметически запечатанных емкостей, расположенных одна над другой и соединенных трубками. Классическая форма пеликана – кувшин с шарообразным горлышком и трубчатыми вертикальными ручками. Пар, поднимающийся из нижней части при нагреве, конденсируется в верхней и опадает вниз в виде «осадков», которые тут же подвергаются новой перегонке. С точки зрения современной химии, такой процесс лишен всякого смысла; однако алхимики верили, что при многократных изменениях агрегатного состояния в нагреваемом веществе могут произойти и более тонкие мистические перемены, в результате которых в пеликане возникнет философский камень, эликсир бессмертия или «лекарство металлов», превращающее неблагородные металлы в золото.


ПЕНАТЫ – (от греч. penates).

1. Боги-хранители домашнего очага. Они охраняют дом и запасы продовольствия.

2. Боги-хранители общества и государства.

3. Внутренняя потайная часть жилища, храма.


ПЕНЕТРАНТНОСТЬ – (от лат. peneto – проникать).

1. В генетике – доля особей, у которых проявляется ожидаемый фенотип (термин введен Н.В. Тимофеевым-Ресовским).

2. В оккультизме– проникновение чужеродной сущности в тонкие тела человека.

Смотри также Пенетрация.


ПЕНЕТРАЦИЯ – феномен проникновения одной материи в другую; под этим часто понимают появление привидений. Согласно некоторым гипотезам пенетрацию возможно объяснить лишь в том случае, если мы допустим существование четвертого измерения.

Смотри также Пенетрантность.


ПЕНТАГРАММА – (греч. пяти [угольное] начертание), равноугольная пятиконечная звезда, иногда заключаемая в пятиугольник; один из самых распространенных магических символов европейской культуры. Впервые появляется у пифагорейцев как символ здоровья и, возможно, как опознавательный знак.

Кроме пифагорейского толкования существует, по меньшей мере, ещё три основные интерпретации этого знака: христианско-тринитарная, магическая и алхимическая. В христианско-тринитарной символике пентаграмма представляет пять ран Иисуса Христа или, в более сложном прочтении, постижение двух великих мистерий веры: Троицы (Отец, Сын и Дух Святой) и двойственной природы Христа (Человек – Бог), что в сумме соответствует пяти лучам пентаграммы.

В Белой магии пентаграмма представляет человеческий микрокосм, пять конечностей тела и пять его тайных центров силы, которые пентаграмма должна пробудить ото сна. В Черной магии пентаграмма является символом сил преисподней. В действительности же практика, известная под названием Черной магии, не имеет, как напоминает М.П. Холл в своем «Энциклопедическом абрисе масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии», никакого подлинного символического строя. Более того, Черная магия заимствует символы из Белой магии, переворачивая их знаки, разрушая их целостность и искажая до гротеска. Именно так и обстоит дело с пентаграммой, фигурирующей в Черной магии в перевернутом виде, когда два луча обращены вверх, а один луч повернут вниз. Кроме того, в Черной магии символ пентаграммы также разрушен, так как две конвергирующие линии не соединены, и искажены деформацией – длина лучей разная.

Алхимическое толкование пентаграммы дано бароном Чуди в его эссе «О пламенной звезде или обществе франкмасонов» (1766), где он отождествлял её с «квинтэссенцией», обладавшей властью преображать материю и, следовательно, являвшейся корнем, ядром, получаемым в результате алхимических операций, главным образом благодаря целой череде «дистилляций».

У масонов «пламенная звезда» символизирует человеческий гений. Человеческий гений понимается ими как луч божественного света. Судя по всему, они разделяют ту интерпретацию, которую индийский философ Шри Ауробиндо дает понятию «созерцание звезды» в области философских представлений, не являющихся специфически масонскими. «Звезда – это неизменное обещание света, который грядет. Звезда превращается в Солнце, когда опускается свет». (Из книги «Девять знаков света о йоге».)

Смотри также Пантакль.


ПЕНТАКЛЬ – (греч.), любая геометрическая фигура, в первую очередь та, которая известна как двойной равносторонний треугольник, шестиконечная звезда. Называлась также печатью Соломона, а ещё раньше – знаком Вишну; применялась всеми мистиками, астрологами и другими.

Смотри также Пантакль.


ПЕНТАЛЬФА – Сложный символ, связанный с комплексом эмоциональных представлений; амулет в магических операциях; тройной треугольник Пифагора или пятиконечная звезда. Назван так потому, что воспроизводит букву ? (альфа) на каждой из своих сторон или в пяти различных положениях. Он в высшей степени оккультен. В оккультизме и каббале он означает человека или макрокосм, «небесного человека», и в таком виде является могущественным талисманом для охранения от злых духов или элементалов. В христианской теологии он относится к пяти ранам Христа. В эзотерической философии пентальфа, или звезда пятиконечная, является символом эго, или высшего манаса. Масоны употребляют его, обращаясь к нему как к пятиконечной звезде. Пентальфы изготавливаются самим магом из пергамента или металла по правилам, изложенным в соответствующей литературе (наиболее популярны инструкции из «Малого Ключа Царя Соломона» и «Оккультной Философии» Агриппы, полностью воспроизведенные в «Практической магии» Папюса). По своей структуре пентальфа родственен магическому кругу: рисунок пентальфы может использоваться для построения круга и наоборот.

На практике пентальфы чаще всего используются как нательные талисманы; их применяют также в операциях, связанных с вызыванием духов. В последнем случае пентальфа служит знаком власти мага над вызываемым духом, поскольку содержит все имена и знаки, необходимые для того, чтобы заставить духа повиноваться. Для изгнания особо непокорных духов некоторые авторы рекомендуют сжигать пентальфы с именами данных духов в специальной коробочке вместе со зловонными веществами.

Синоним – Пантакль.

Смотри также Пентакль.


ПЕР-М-ХУ – (егип.), общепринятое произношение названия собрания мистических наставлений, называемого европейцами «Книгой мертвых». Найдено несколько почти полных папирусов, и сохранились бесчисленные копии фрагментов этого труда.


ПЕРАКСЕЯ – (слав.), змея, царица подземного царства, супруга Индрика-зверя, потом – первая жена Волха. Убита Велесом.


^ ПЕРВАЯ ТОЧКА – в метафизике – проявление зародыша первичной дифференциации или точка в бесконечном круге, «центр которого везде, а окружность – нигде». Эта точка есть Логос.


^ ПЕРВИЧНАЯ МАТЕРИЯ – (алхим.), тайный поглотитель, который может быть тайным огнем, философской ртутью, белым раствором или витриолом.


ПЕРВОВЕЩЕСТВО – (алхим.).

1. Исходный материал для создания философского камня. Большинство алхимиков говорит о нем достаточно туманно: согласно наиболее авторитетным источникам, это некое вещество, которое присутствует повсюду в больших количествах. Другие авторы утверждают, что первовеществом могут служить только золото и серебро. В некоторых источниках в качестве первовещества упоминается почва, роса, испражнения человека и животных, морская вода и так далее.

2. В философской алхимии – изначальная материя, существовавшая до сотворения мира (иногда называется греческим словом хилус). Символически изображается в виде уробороса (змея, кусающего свой хвост). Согласно алхимической метафизике, первовещество разделяется на два начала – меркурий и серу – и комбинируется само с собой, производя все множество материальных тел. Согласно этой теории, всякое вещество может быть возвращено на стадию первовещества и перекомбинировано таким образом, чтобы из него получилось другое вещество; средством для этой операции служит философский камень.


ПЕРЕБАЕЧНИК – злой домашний дух. Появляется только ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали. После страшных разговоров, историй, рассказываемых поздно, перед сном, можно расслышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, прерывисто-краткий голос. Желательно не заговаривать с ним, добра не будет: от этого можно опасно заболеть. Порою перебаечник мелькнет в темноте в образе маленького, неповоротливого старичка и пропадет из виду.


Перевертень – или Палиндром, текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу; древний прием магических заклинаний, который в настоящее время сохра­нился в поэзии.

Произнося палиндром, маг, во-первых, усиливает могущество заклинания прочитывая его дважды; и, во-вторых, защищает его, произнося текст с другого конца, так что смысл фразы не может исказиться. Заклинание превращается в подобие знаменитой амфисбены – змеи о двух головах, спереди и сзади. Но можно и не произносить какой-либо магический оборот вслух – достаточно написать его на бумаге. Вредоносные бумажки подбрасывают врагам, полезные – закладывают в амулеты. Заклинание, запечатленное на папирос­ной бумаге, можно свернуть в пилюлю и проглотить – от самых разных болезней. Таким образом, используют, например, знаменитый палиндром, исполненный в виде магического квадрата. Считается, что в таком виде текст обладает воистину фантастической силой. Этот палиндром в квадрате, равно читаемый как по вертикали, так и по горизонтали, слева направо и справа налево, способен к совершению великих чудес: успокаивать стихии и гасить пламя, помогать в борьбе с недугами, злыми духами, колдунами и ведьмами, а также исполнять любое желание. Смысл древней фразы за века утерян. Существуют разные версии, но ни одна не может претендовать на изначальный смысл формулы.


ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ – процесс возвращения в материальный мир из мира духовного. Процесс внедрения высшего «Я» (духовной Сущности) d зародыш человека.


ПЕРЕКРАСА – (слав.), дочь Диониса Сабазиса (бога Собаки), жена Вавилы.


ПЕРЕЛЕСТНИКИ – (слав.), существа, сходные с огненными змеями. Как правило, перелестники принимают облик умерших людей и в таком виде являются к безутешным вдовам и другим родственникам покойных.


ПЕРЕПЛУТ – (слав.), сын Диониса Сабазиса (бога Собаки), бог растительности.


ПЕРЕПРОСМОТР – метод определенного этапа подготовки мага к способности обладания безмолвным знанием. Описан Карлосом Кастанедой. Перепросмотр является актом перепроживания прошлого опыта, целями которого являются две трансцендентные задачи:

согласование своей модели космогенезиса с космогенезисом других магов толтекского учения;

достижение текучести своего восприятия, снятия зависимости от своего прошлого опыта в социуме.

Общая модель космогенезиса, жизни и осознания заключается в том, что в мире существует неописуемая сила, которую толтеки метафорически назвали орлом и понимали как силу, временно дарующую осознание всем живым существам – от вирусов до человека. Перепросмотр помогает человеку возвратить орлу то, что он хочет, – наш жизненный опыт, – но отдавать его при такой степени контроля, которая позволяет отделить осознание от жизни. Обычный человек отдает орлу опыт своей жизни только после смерти. Перепросмотр представляет собой процедуру, благодаря которой маги возвращают орлу копии своих жизней. Они отдают свой жизненный опыт, подробно пересказывая его, и так сохраняют свою жизненную силу.

Смотри также Безмолвное знание, Васана-даха-тантра.


ПЕРЕРОЖДЕНИЕ – перевоплощение, переселение души одного человека, обычно умершего, в другое тело, чаще всего в формирующийся плод ребенка. По статистике в половине зарегистрированных случаев перерождения люди в своих прежних жизнях умирали насильственной смертью. Человек не может помнить о своих прежних воплощениях, так как наше тело с его проводником сознания – мозгом не разделяет наших прежних жизней. Весь опыт предыдущих жизней находится в «чаше» (анахата), одной для всех воплощений.

Одно из основных положений индуизма, буддизма и джайнизма гласит: «Никто из нас не умирает навсегда». Через некоторое время наши души рождаются на свет в новом теле и претерпевают новые страдания, затем снова умирают и снова возрождаются к жизни – до тех пор, пока мы не достигнем просветления и не разорвем бесконечную цепь рождений и смертей. Непросветленная душа не помнит своих прошлых воплощений и не способна даже выбрать себе подходящее тело: все решает карма, накопленная ею в течение предыдущих жизней.

Синоним – Реинкарнация.

Смотри также Вселяющаяся душа, Подселяющаяся душа.


4097877935961507.html
4097961100416505.html
4098079039393202.html
4098132299038369.html
4098200542676294.html