Глава 13 - Книга Исход

Глава 13.


^ 1. Объявление народу законов о посвящении первенцев и о празднике опресноков.

1. И сказал Господь Моисею, говоря: 2. освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они.

Первенцы евреев и первенцы их скота были спасены Господом от смерти в ночь изведения Израиля из Египта (11:7;212 12:23213). Спасенные Богом, они состав­ляли Его собственность: “мои суть,” принадлежали Ему (Чис. 3:13;214 8:17215). По­этому они должны быть освящены, выделены (ст. 12); первенцы людей отданы на служение Богу, что с несомненностью следует из состоявшейся впоследствии замены служения первенцев служением левитов (Чис. 3:41,45;216 8:16-18217), а первородные чистых животных приносимы в жертву Богу (ст. 15).


3. И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: 4. сегодня выходите вы, в месяце Авиве.218

3-16. Моисей предпосылает объявлению законов о празднике опресноков и посвящению первенцев указание причин их возникновения. События, вызвавшие их к жизни, должны быть знаком на руке еврея и “памятною повязкою пред глаза­ми” (13:16), т.е. должны быть ясны, живы, можно сказать, осязательны в такой же степени, в какой обязателен знак на руке, повязка на глазах. Мыслью о них долж­но быть проникнуто все сердце еврея (Втор. 6:8219 и д.; 11:18-19220), а потому и самые законы никогда не предадутся забвению.

Памятование дня исшествия из Египта будет сопровождаться исполнени­ем закона об опресноках, так как вкушение “хлеба бедствия” — опресноков и есть наглядное выражение воспоминания об этом событии (Втор. 16:3221).


5. И когда введет тебя Господь (Бог твой) в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, (Гергесеев, и Ферезеев,) о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; 6. семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день — праздник Господу; 7. пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квас­ного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. 8. И объяви в день тот сыну твоему, го­воря: это ради того, что Господь (Бог) сделал со мною, когда я вышел из Египта. 9. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами тво­ими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь (Бог) из Египта. 10. Исполняй же устав сей в назна­ченное время, из года в год.

Исполнение закона об опресноках относится ко времени прочного по­селения в земле обетованной. Согласно с этим и в другом месте Моисей говорит: “там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным” (Втор. 12:8). И действительно, если в течение всего периода стран­ствования до границ земли обетованной у евреев не было муки, хлебом служила манна (Исх. 16:35;222 ср. Нав. 5:11-12223), то само собой понятно, что до времени поселения в Ханаане евреи не имели материала для приготовления опресноков, не могли исполнять и закон о них.


11. И когда введет тебя Господь (Бог твой) в землю Ханаанскую, как Он клял­ся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, — 12. отделяй Господу все (мужеского пола) разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, (посвящай) Господу, 13. а всякого из ослов, разверзающего (утробу), заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. 14. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: ру­кою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; 15. ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жер­тву Господу все, разверзающее ло­жесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; 16. и да будет это знаком на руке тво­ей и вместо повязки над глазами твои­ми, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта.

Подобно закону о празднике опресноков, и закон о посвящении пер­венцев людей и скота должен быть исполняем со времени поселения в земле обе­тованной. Так как к этому времени служение при скинии лежало уже на левитах (Чис. 8:5-6224 и д.), то посвящение первенцев людей заменяется внесением определенного законом выкупа (Исх. 34:20;225 Чис. 18:15226 и д.). Первородное от животных нечистых не может быть принесено в жертву (ст. 15), поэтому оно или заменяется живот­ным чистым (34:20), или же выкупается (Чис. 18:15).

^ 17. Путешествие к Чермному морю и столп облачный днем и огненный ночью.

17. Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, уви­дев войну, и не возвратился в Египет.

Ослабленные продолжительным рабством, не приготовленные к отпору воинственных филистимлян, которые находились в то время в дружественных отношениях к египтянам, евреи не могли выдержать столкновения с ними, ужа­сам войны могли предпочесть тяжесть египетского рабства и потому возвратить­ся в Египет. Поэтому Господь и не повел их в землю Ханаанскую, в северо-восточ­ном направлении, — через пределы страны Филистимской.


18. И обвел Бог народ дорогою пус­тынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из зем­ли Египетской.

Вместо северо-восточного пути Господь избрал направление к “йам суф,” т.е., как видно из Чис. 33:10;227 к Чермному морю.


19. И взял Моисей с собою кости Иоси­фа, ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда.

Ср. Быт. 50:25-26.228


20. И двинулись (сыны Израилевы) из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни.

Идя из Сокхофа в восточном направлении, евреи пришли к Ефаму, лежащему в “конце пустыни.” По словам Чис. 33:6, он находился на краю пустыни, и по этой же пустыне Ефам, называемой иначе Сур (Исх. 15:22229), евреи шли в течение трех дней после перехода через Чермное море (Чис. 33:8230). И так как пустыня Сур-Ефам при­надлежала к Каменистой Аравии, то место второго еврейского стана находилось где-либо при соприкосновании с нею Египта. В настоящее время, на основании одного египетского папируса, описывающего бегство из Египта некого Синеха по восточной границе через линию укреплений, принято считать Ефам одной из египетских крепостей, предназначенных преграждать вторжение азиатских кочевников в Египет со стороны востока. Некоторое указание на это имеется в самом имени “Ефам,” созвучном с египетским названием данных крепостей — “хетам.”


21. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. 22. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица (всего) народа.

Трудность путешествия по пустыне (Ефам в конце пустыни) вызвала особенное божественное покровительство: днем столп облачный охранял евреев от жары, а ночью, делаясь огненным, освещал им путь. Отождествление этого явления с караванными огнями не имеет для себя никаких оснований. По указа­нию Исх. 40:34,38231 и Чис. 9:15-23,232 отправление евреев в путь и остановка в пути определялись движением облака и его остановкой; отношение же между дви­жением караванных огней и народа обратное. Равным образом в Пятокнижии нет ни одного места, на основании которого можно было бы разуметь под ог­ненным облачным столпом естественный дым или огонь. Наоборот, повсюду (Исх. 13:21-22; 14:19-20;233 33:9-10;234 Чис. 9:15-16; Пс. 77:14;235 104:39236) данное явление изображается как знак присутствия Всевышнего.



4079181412500276.html
4079283362494548.html
4079391936943553.html
4079551081172671.html
4079643748642899.html