Секция 5 Качество образования и методы его измерения - страница 2


^ APGRADING OF THE BASIC LEVEL OF THE IT-COMPETENCE OF THE TEACHERS AT PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Bobrova L.N., Moscalev A.N., Nickulova G.A. (nik@lspu.lipetsk.ru)

Abstract

This work represents some experience in the formation and apgrading the basic information technologies (IT) competence of the subject-teachers (the courses of apgreding professional qualification of Lipetsk State Pedagogica University).

^ ПОВЫШЕНИЕ БАЗОВОГО УРОВНЯ IT-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Боброва Л.Н., Москалев А.Н., Никулова Г А. (nik@lspu.lipetsk.ru)

Липецкий государственный педагогический университет (ЛГПУ)

Аннотация

В работе представлен опыт формирования и повышения базовой компетентности в области информационных технологий (ИТ) преподавателей-предметников Липецкого педагогического университета в рамках курсов повышения квалификации.

На пороге реформирования системы образования решающей является проблема создания в России преподавательского корпуса современного (по мировым стандартам) профессионального уровня. Особое значение в этой связи имеют курсы повышения квалификации преподавателей педагогических вузов, компетентность которых, в том числе в области информационных технологий (ИТ), является отправной точкой решения означенной проблемы.

В настоящей работе представлен опыт формирования (и повышения) базовой ИТ-компетентности преподавателей-предметников Липецкого педагогического университета (ЛГПУ) в рамках курсов повышения квалификации. Цели данного курса:

Учитывая основные потребности данной категории пользователей (формирование демонстрационных и иллюстративных материалов для сопровождения занятий любого вида, электронных учебников или их фрагментов, обеспечение участия в процессе дистанционного образования), на начальный этап обучения вынесены три основных блока:

Основной задачей первого блока является расширение знаний и формирование новых умений создания презентаций. В связи с этим на занятиях рассматриваются три основных вопроса:

1. Оформление слайдов.

2. Управление показом презентации.

3. Запись и воспроизведение звукового сопровождения презентации.

В качестве зачетного задания слушатели разрабатывают презентацию нелинейной структуры, включающей в себя слайды с текстовой и графической информацией, системой гиперссылок и управляющих кнопок, приятным музыкальным сопровождением. Несколько слайдов (по усмотрению автора) должны иметь голосовое сопровождение. Тематика презентации выбирается разработчиком.

В 2 блоке в качестве объектно-ориентированного языка программирования был выбран Delphi. На первом этапе слушатели создавали простейший проект, используя пошаговую инструкцию по создания данного проекта, состоящий из элементов текста, графики, видео и контролирующих тестов. На втором этапе они наполняли проект каждый своей содержательной частью. Конечным результатом их работы являлась программа – фрагмент мультимедийного пособия, который они могли использовать на занятиях по своему предмету.

Задачи 3 блока – формирование навыков работы с Интернет – технологиями, навыков НTML-программирования, создание базовых представлений о средствах и методах создания Web-страниц и их оформлении, ознакомление с современными инструментальными средствами создания Web-страниц. Итоговое задание представляет собой разработку проекта мини-сайта информационно-образовательного назначения, ориентированного на применение в предметной области слушателя курсов.

Процесс формирования IT-компетенции преподавателей педагогических вузов имеет свои особенности: осознанный акцент на общих и специфических проблемах применения ИТ при преподавании, осознанное экспериментирование даже в рамках базовых знаний, повышенная мотивация к самостоятельной творческой работе, прагматический подход при рассмотрении конкретных технологических приемов. С другой стороны, специфика и опыт работы обучаемых позволяет делать основной акцент на самостоятельную работу, что дает возможность сокращения объема аудиторных занятий.

Таким образом, распространение практики использования информационных технологий во всех социальных отраслях диктует необходимость целенаправленной подготовки специалистов, владеющих навыками применения этих технологий в собственной деятельности и способных воспринимать инновационные педагогические идеи.


^ DISTANT EDUCATION – AS A WAY TO IMPROVE EDUCATION QUALITY

Bobrova I.I. (binna_2000@mail.ru)

Magnitogorsk State University, Magnitogorsk

Abstract

The education quality in full measure depends on the ability of trainee; the quality of tutorial; the tutor’s professionalism and methods applied. There are some problems of usage of computers in the educational process; their influence on the rise of level perception trainees and the quality of general knowledge. There is also an explanation to the introduction of distant as well as traditional educational forms.

^ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Боброва И.И. (binna_2000@mail.ru)

Магнитогорский государственный университет (МаГУ)

Аннотация

Качество образования в полной мере зависит: от способностей обучаемого, качества средств обучения, профессионализма педагогов и применяемых ими методик. В статье раскрываются некоторые проблемы использования компьютеров в образовательном процессе; влияние их на повышение уровня восприятия обучаемых, а значит общего качества знаний; приводиться обоснование внедрения дистанционных форм обучения, наряду с традиционными.

Вследствие вовлечения стран в глобальную экономику и развития IT технологий, значительным образом изменяется наше представление о том, как возможности человека зависят от того, где в какой стране он родился, в пользу получения им качественного образования. Еще А. Дистервег говорил, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Качество образования в полной мере зависит: от способностей обучаемого, качества средств обучения, профессионализма педагогов и применяемых ими методик.

В современных условиях требования, предъявляемые к преподавателю очень высоки. С 2005 года в высших учебных заведениях начата подготовка будущих учителей согласно новым образовательным стандартам (1). Только первый выпуск этих специалистов состоится в 2010 году. Да и студенты, получившие качественное педагогическое образование, сегодня не всегда торопятся пойти на работу учителями. Их багаж знаний и квалификация позволяют реализоваться в сферах с более высокой оплатой труда. До сих пор в учебных заведениях компьютер и Интернет не воспринимаются как еще один инструмент обучения. Причин этому много. Некоторые из них: низкий уровень владения ИКТ большинством учителей, работающих в сфере образования; недостаточное число профессиональных электронных продуктов образовательного характера; неразработанность методик, внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс; слабая техническая база учебных заведений; отсутствие материального стимула у преподавателей в использовании компьютерных технологий в образовательном процессе…

Среди многих проблем отечественной системы образования обратим внимание на проблему низкого качества знаний выпускников школ и высших учебных заведений, с одной стороны, и не желание учиться – с другой стороны. В чем причина не желания учеником учиться? Еще со времен С. Пейперта известно, что одной из причин формирования у ребенка боязни и нежелания учиться является, принятая в современном обществе, установка на разделение всех людей на способных и не способных к учению, хотя дело вовсе не в способностях, а в организации процесса обучения. Сегодня становиться очевидным факт, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Возникает необходимость в новой, активной модели обучения, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Нам видится, что перспективным направлением в построении новой образовательной модели, будет информатизация и компьютеризация образовательного процесса в комплексе с модернизацией в социальной и психологической сферах. Как заметил известный английский педагог Энтони Маллан, «если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы создать специально для целей образования» (2).

Ольга Дергунова, президент Microsoft в России и СНГ так сказала о возможностях компьютера и Интернета: «Самое главное – он задает вектор дальнейшего развития, когда есть три фактора, которые определяют твою конкурентоспособность – это твои знания, это доступ к технологии, которая связывает тебя с теми, кто обладает похожими или иными знаниями, и третье – это среда, которая мотивирует тебя на развитие» (3). Наряду с традиционным образованием все чаще и чаще мы обращаем внимание на развитие дистанционного образования. Эта форма интересна для нас, прежде всего тем, что:

В данных условия, компьютер выступает как средство, организации новой образовательной системы. Необходимо всесторонне изучить его влияние на субъекты образовательного процесса, усилив положительное и сократив отрицательное проявление имеющихся у компьютеров свойств. Поэтому становиться очевидным, что процесс разработки и внедрения новых методик должен вестись очень осторожно, всесторонне подготовлено, осмысленно и не повсеместно.

Лидерство будет принадлежать тем, у кого будут наилучшие педагоги, наилучшие методики, и в конечном итоге, у кого будут наилучшие результаты – выпускники, знания которых удовлетворяет растущим потребностям общества. Задача же высшего образования - распространение профессиональных знаний, подготовка кадров и проведение научных исследований; возможность для получения высшего образования и обучения на протяжении всей жизни; создание, продвижение и распространение знаний путем исследовательской деятельности; охрана интеллектуальных и культурных прав на результаты научных исследований; повышение качества образования в тех вузах, где обеспечен высокий уровень научных исследований; развитие и совершенствование образования на всех уровнях; понимание, интерпретация, сохранение, расширение, развитие и распространение национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях культурного плюрализма и разнообразия.

Литература

1. Портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2. Голованева В.А. Учащийся и Учитель: педагогика сотрудничества. http://npstoik.ru/blog/entry.php?u=vio&e_id=287

3. Программа Времена с Владимиром Познером от 12 ноября 2007 г. http://www.1tv.ru


^ ТЕСТ NEO PI-R КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА СТУДЕНТА

Воронов А.Я. (a_voronov@inbox.ru)

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»,

Кашпарова В.С. (elanso197@yahoo.com)

^ Московский государственный университет природообустройства (МГУП),

Синицын В.Ю. (LeonidMoroz2007@yandex.ru)

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) г. Москва

Аннотация

Обсуждаются психометрические свойства теста NEO PI-R как инструмента исследования психологического портрета студента.

Многошкальный личностный опросник NEO PI-R разработан с применением факторного анализа на основе широко известной концепции “Большая Пятерка” [1 – 3]. Имеются многочисленные приложения [2, 4] опросника NEO PI-R, который предназначен для оценки пяти общих аспектов личности (Невротизм, Экстравертность, Открытость опыту, Согласие и Сознательность). Каждый из этих доменов состоит из 6 личностных характеристик, измеряемых также средствами теста NEO PI-R. Оригинальная версия опросника адаптирована уже в нескольких десятках стран мира [2]. В России психолексические исследования показали, что имеется явное сходство между “Большой Пятеркой” и наиболее значимыми факторами, найденными на российской выборке [5].

Исследования, в которых принимали участие авторы тезисов, связаны с русскоязычной версией теста NEO PI-R, подготовленной группой преподавателей и студентов РГГУ [8]. С использованием этой русскоязычной версии теста проведен анонимный опрос 389 студентов РГГУ.

Выполнен анализ надежности всех 5 шкал и 30 подшкал теста NEO PI-R, при котором показатели надежности были найдены как для всей группы респондентов, так и отдельно для юношей, девушек и студентов различных факультетов. Значения альфа Кронбаха для шкал находятся в пределах от 0,83 (Открытость опыту) до 0,92 (Невротизм). Результаты вычислений позволяют сделать вывод о том, что русскоязычная версия опросника NEO PI-R имеет достаточно хорошие характеристики надежности [7].

Подробно исследована внутренняя структура данных анкетирования методами факторного анализа. Факторы, ранжированные по убыванию процента объясняемой ими дисперсии, представляют собой Невротизм, Сознательность, Экстравертность, Согласие и Открытость опыту соответственно. Такая факторная структура хорошо объясняется концепцией “Большой Пятерки”. Необходимо заметить, однако, что порядок следования факторов, полученный нами для студентов РГГУ, отличается от последовательности факторов для американских респондентов [4]. Это согласуется с результатами А.Г.Шмелева и В.И.Похилько [5].

Для проверки устойчивости структуры “Большой Пятерки” были также использованы методы кластерного анализа. Получено множество классификаций подшкал теста NEO PI-R с помощью различных стратегий и способов вычисления расстояния [6]. Обнаруженные кластеры далеко не всегда совпадали с названными выше доменами.

С помощью пошаговых методов дискриминантного анализа решены задачи статистического распознавания подгрупп респондентов по полу, факультету и степени религиозной приверженности [6]. Для этих же целей были созданы и обучены нейронные сети [9]. Построены различные регрессионные модели, выявляющие взаимосвязи шкал, подшкал и элементов теста NEO PI-R, позволяющие прогнозировать одни психологические характеристики через другие.

Таким образом, русскоязычная версия теста NEO PI-R является достаточно надежным и эффективным инструментом анализа психологического портрета студента.

Литература

1. Costa, P.T., Jr., & McCrae, R.R. (1992). Revised NEO Personality Inventory: Professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources.

2. Costa, P.T., Jr., & McCrae, R.R. (2003). Bibliography for the Revised NEO Personality Inventory (NEO PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI). www.parinc.com : Psychological Assessment Resources.

3. Costa, P. T, Jr., & Widiger T. A. (1994). Personality disorders and the five-factor model of personality. Washington, DC: American Psychological Association.

4. Piedmont R.L. (1998). The Revised NEO Personality Inventory: Clinical and Research Applications. New York, Boston. Dordrecht, London: Kluwer Academic/Plenum Publishers.

5. Shmelyov A.G. & Pokhil'ko V.I. (1993). A taxonomy-oriented study of Russian personality-trait names. European Journal of Personality, 7, 1-17.

6. Аверьянова М.М. Применение многомерных статистических методов для исследования данных анкетирования по тесту NEO PI-R: Дипл. раб. – М.: РГГУ, 2004.

7. Бутримова Н. Г. Статистический анализ надежности и оптимизация психометрических шкал теста NEO PI-R: Дипл. раб. – М.: РГГУ, 2004.

8. Воронов А.Я., Зайчикова Е.А., Синицын В.Ю. Некоторые кросс-культурные психологические различия российских и американских студентов. // Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции: Тезисы всероссийской теоретико-методологической конференции. Москва, 26-27 апр. 2000 г.

9. Кондрашова О. В. Построение и использование нейронных сетей для статистического анализа данных анкетирования по тесту NEO PI-R: Дипл. раб. – М.: РГГУ, 2004.


METHODICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT OF MODEL OF THE SELF-ESTIMATION OF ACTIVITY OF STRUCTURAL DIVISIONS OF HIGH SCHOOL IN THE FIELD OF MAINTENANCE OF QUALITY OF PREPARATION OF EXPERRTS

^ Gavricov V., Katauskayte L. (rector@tversu.ru, lka.tversu@mail.ru)

The Tver state university, Tver, Russia

Abstract

The successful decision of a problem of maintenance of quality of higher education in conditions of concrete high school probably under condition of the regular analysis of the activity. Approaches to development of model of a self-estimation in the field of maintenance of quality of educational activity are stated to article.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Гавриков В.П. (rector@tversu.ru), Катаускайте Л.А. (lka.tversu@mail.ru)

^ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» (ТвГУ)

Аннотация

Успешное решение задачи обеспечения качества высшего образования в условиях конкретного вуза возможно при условии регулярного анализа своей деятельности. В статье изложены подходы к разработке институциональной модели самооценки в области обеспечения качества образовательной деятельности.

Модернизация системы высшего профессионального образования активизировала деятельность вузов по созданию систем менеджмента качества и разработке подходов к оценке их эффективности. Основным направлением Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. является развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ.

В связи с этим весьма актуальным является разработка методов оценки систем обеспечения качества подготовки специалистов и постоянный мониторинг за их состоянием. Периодическое проведение самооценки деятельности в области качества является основой ее совершенствования и повышения качества образования.

Самооценка на основе моделей конкурсов представляет собой всесторонний и систематический анализ системы управления качеством на соответствие результатов целям и предъявляемым требованиям. Она является способом сопоставить свою деятельность и ее результаты с моделью работы, оценить уровень совершенства, выявить сильные стороны и области для совершенствования и на этой основе определять направления своего дальнейшего развития и совершенствования. Итогом оценивания является вывод о результативности и эффективности систем управления и разработка рекомендаций и мероприятий по улучшению деятельности в области качества.

Наряду с государственной системой внешнего оценивания качества образования в вузах интенсивно развиваются формы и методы корпоративной оценки. Успешное решение задачи обеспечения качества высшего образования в условиях конкретного вуза возможно при условии регулярной оценки и самоанализа своей деятельности. В качестве основы для проведения самооценки в области качества образовательной деятельности нами разработана модель внутривузовского конкурса. В основе разработки модели самооценки — основные принципы системы менеджмента: процессный подход; принятие решений, основанное на фактах; постоянное улучшение. Качество образования в вузе обусловлено качеством образовательного процесса и его результатов, в связи с чем модель конкурса включает показатели и критерии оценки как процесса образовательной деятельности, так и его результатов.

Условия достижения целей образовательного процесса определяются качеством образовательных технологий и методов обучения, качеством научно-педагогических кадров, качеством абитуриентов, качеством ресурсного обеспечения образовательного процесса (материально-техническая база, учебно-методическое и информационное обеспечение), качеством управления образовательным процессом и вузом в целом. Модель самооценки включает пять критериев, выделенных в соответствии с процессами и принципами обеспечения качества подготовки по специальностям и направлениям подготовки:

Каждый критерий в модели внутривузовского конкурса включает четыре группы показателей, выделенных в соответствии с циклом управления деятельностью: планирование деятельности («планы»), осуществление деятельности («мероприятия»), оценка и анализ результатов («результаты»), совершенствование подходов («решения»). На основе пяти критериев внутривузовского конкурса и оценочных показателей структурными подразделениями вуза проводится описание своей деятельности, анализ (выявление сильных и слабых сторон) и разрабатывается программа совершенствования деятельности в области обеспечения качества. Экспертная оценка проводится на основе матрицы уровней совершенства по каждой группе показателей.

Разработка модели оценки качества образования на институциональном уровне весьма актуальна на современном этапе в связи с ростом автономии вузов и повышением ответственности за результаты своей деятельности. Формирование в вузах системы мониторинга качества образования — важный элемент целостной системы обеспечения качества подготовки специалистов.


4076546180347752.html
4076684936165859.html
4076781619397802.html
4076802177676292.html
4076908049708267.html