Сборник статей всероссийской научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 5 июня 2009 г.) Под редакцией доктора педагогических наук - страница 7


^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ


Литке Федор Николаевич, старший научный сотрудник Лаборатории Теории сравнительной эффективности и качества систем образования взрослых Института образования взрослых РАО, кандидат педагогических наук ( г.Санкт-Петербург)


Применение международных стандартов качества ISO серии 9000:2001 в образовании взрослых России в числе прочих предполагает два важнейших момента: 1. Учет специфики и закономерностей развития отечественных образовательных систем с существующими в них механизмами обеспечения качества образования.4 2. «Системный подход требует выявления и успешного выполнения всех видов деятельности, определяющих качество профессионального образования взрослых (профессиональная деятельность инженерно-педагогических кадров, учебная и учебно-производственная деятельность обучающихся, управленческая, научно-исследовательская, научно-методическая, опытно-экспериментальная, финансовая, хозяйственная и т.д.»5.

Оба указанных обстоятельства, во-первых, позволяют нам вспомнить теоретические и научно-практические работы Института о развитии образования взрослых и его качестве, опереться на них; а, во-вторых, ограничить правильно и предельно широко понимаемое понятие «качество образования» его социально и организационно-педагогическим аспектом, что также соответствует теме нашего индивидуального плана на 2009г.

Названные условия являются «базисными» для данной статьи, опираются на результаты исследований, открытия и могут стать в своем развитии научной основой оценки качества непрерывного образования взрослых.

В течение ряда лет в Институте при участии автора исследовались внешние факторы (условия) существования и развития сети учебных заведений, а значит и самой системы образования взрослых, включая прежде всего ее потенциальный контингент учащихся: 1. демографические, 2. социально-экономические, 3. естественно-географические6. Роль их неодинакова. Третий имеет значение в некоторых конкретных случаях и в основном применительно к вечерним школам. Оно со временем постепенно падает. Второй – важнейший в своем влиянии на образование взрослых, но чаще всего опосредованно. Единственным фактором, непосредственно определяющим существование и развитие образования взрослых, является первый, демографический, особенно, если это касается контингента учащихся для данной подсистемы. Отсюда и ранжировка указанных условий по степени их важности.

Всегда необходимы и два фактора, непосредственно определяющие возможность существования учебных заведений, их сети:

4. наличие материальной базы, 5. потенциальные возможности педагогических коллективов.

Тогда же и позднее (опять при участии автора) была определена совокупность принципов развития и совершенствования образования взрослых7: 1. всеобщность, провозглашенная ст.26 Всеобщей Декларации Прав Человека, а затем законодательством об образовании многих стран; 2. добровольность как наиболее специфическая основа организации образования взрослых в отличие от детско-юношеского, в некоторых подразделениях которого (напр., всеобуч) существовала юридическая ответственность родителей или заменяющих их лиц за достижение детьми необходимого уровня образования; 3.доступность (по возрасту, языку обучения, территориальная, по формам и режимам учебы и труда, бюджету и структуре свободного времени учащихся); 4. неотъемлемость права на образование (всегда и для всех взрослых людей). Эти принципы взаимосвязаны друг с другом, а также и прежде всего с демографическим положением. Все вместе они определяют «движение образовательных потоков», а следовательно и такие важные организационно-педагогические мероприятия формирования контингента учащихся как его прогнозирование и планирование, набор, прием и комплектование учеников. В свою очередь все перечисленные моменты не только испытывают решающее влияние демографической ситуации. Степень их реализации воздействует на последнюю, меняет ее количественно и качественно, что и является признаком взаимосвязи.

5. Принцип экономической целесообразности относится ко всей системе образования взрослых в стране. Он тесно связан с четырьмя предыдущими, выражается через них, как бы аккумулирует их влияние на развитие сети учебных заведений. Непосредственна и связь его с факторами, определяющими построение сети, особенно такими, как наличие учебно-материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами. Следует сказать и о том, что образование взрослых - самая экономически целесообразная подсистема образования в целом, особенно это относится к общему среднему образованию.

Нами были выделены три основных подхода в комплектовании учащимися подразделений и учебных заведений образования взрослых: территориальный, производственный и смешанный территориально-производственный (или производственно-территориальный). Два последних формулируются в зависимости от преобладании того или иного подхода при их общем единстве. В целом же они варьировались во времени и по отношении к разным типам подразделений и учебных заведений образования взрослых. В настоящий момент преобладает: территориальный - в отношении учреждений общего, базового профессионального и досугового образования; производственный – в случаях получения последипломной подготовки; территориально-производственный – при других видах дополнительного образования, включая обучение безработных. В целом же по численности и значимости лидирует территориальный подход.

Факторы, принципы, подходы и определяют современные инновационные тенденции (и прежде всего демографические) в работе по превращению потенциального контингента образования взрослых8 в реальный9. Основными составляющими этой деятельности являются учет и планирование будущих учащихся, их набор, прием и комплектование.

Важное значение имеют дифференциация понятий «рациональность» и «эффективность» сети учебных заведений.

В педагогической литературе понятие «рациональность сети» встречается довольно часто, однако четкое его определение отсутствует. «Эффективность» в основном относят к учебно-воспитательному процессу. Мы приводим здесь свою трактовку этих понятий, наиболее пригодную для характеристики сети учреждений образования взрослых и соответствующую целям и задачам нашего исследования.

Рациональность сети – это соответствие организационно-педагогическим условиям ее построения10, создающее благоприятные возможности взрослым для получения общего или профессионального образования.

Эффективность сети – это положительное влияние ее рациональности на такие организационно-педагогические моменты, как посещаемость занятий учащимися, сохранение их контингента, охват учебой потенциального контингента (участие).

Рациональность и эффективность сети непосредственно не оказывает воздействия на учебный процесс и качество знаний. Последние зависят от многих других причин и могут испытывать влияние сети лишь опосредовано через ее территориальную доступность, организационные формы и режимы обучения и такие факторы, как обеспеченность педагогическими кадрами, материальной базой, а также через посещаемость учащихся, сохранение контингента, которое прямо зависит от развития школьной сети. Прямой корреляции между рациональностью и эффективностью сети и качеством учебно-воспитательного процесса, знаний - нет и быть не может.

Критериями и показателями рациональности сети являются следующие11:

1. Критерий. Соответствие действующих структур учебных заведений условиям их применения.

1. Показатель. Степень соответствия действующих структур учебных заведений условиям их применения (прежде всего – принципам и факторам построения сети).

П. Соответствие этих структур установленным для них оптимальным параметрам.

1. Степень соответствия действующих структур их оптимальным параметрам.

Ш. Охват территории и взрослого населения обучением.

1. Количество учебных заведений на 1000 чел. взрослого населения.

2. Численность учащихся в них.

3.* Количество учебных точек на 1000 чел. взрослых, не имеющих среднего образования.

4.* Средняя наполняемость учебной точки (количество человек).

5.* Процент неполных и полных детских школ при которых организовано обучение взрослых12

6.* Процент охвата учебными подразделениями территорий сельского муниципалитета, среднее число учебных точек на один муниципалитет13

1У. Степень приближения школы к населению.

  1. * Средний школьный радиус для очной и заочной школ обучения в городской и сельской местности.

  2. * Количество и процент учебных точек, расположенных на расстоянии свыше 25 км. от школы

У. Вариативность режимов и форм обучения.

1. Количество форм и режимов обучения.

У1. Обеспеченность педагогическими кадрами.

  1. Процент штатных преподавателей.

  2. Средняя учебная нагрузка штатных педагогов.

  3. Процент докторов и кандидатов наук (для ссузов и вузов).

УП. Учебно-материальная база.

  1. Стоимость оборудования кабинета в пересчете на одного ученика.

  2. Количество книг но одного ученика.

  3. Процент собственных помещений к общей площади.

  4. * Количество компьютеров на 100 чел. учащихся.

УШ. Экономическая целесообразность.

  1. Расходы на один класс, группу; одного ученика, студента.

Сущность экономической целесообразности состоит в том, что наибольший результат достигается при наименьших (но до определенного предела) затратах на обучение одного ученика. Как уже отмечалось выше, экономическая целесообразность проявляется во многих аспектах деятельности учебных заведений, а, следовательно, почти во всех критериях и показателях рациональности и эффективности. Поэтому для наглядности берется самый распространенный и привычный показатель.

Критерии и показатели эффективности сети следующие:

  1. Критерий. Посещаемость занятий учащимися.

    1. Показатель. Средний процент посещаемости в учебном заведении и его подразделениях.

П. Сохранение контингента учеников.

1) Количество и процент выбывших учащихся по причинам удаленности учебного заведения от места жительства, работы или из-за несоответствия форм обучения и режима занятий режиму труда и бюджету свободного времени.

Ш. Руководство периферийными подразделениями и контроль за ними.

1) * Процент учебных точек, посещенных руководителями учебных заведений и органов народного образования, среднее количество посещений ими отдельной учебной точки.

Последний критерий и показатель избраны как самые характерные для сети учебных подразделений, другие могут не дать корреляции.

В настоящее время получило распространение сравнение разных территорий (чаще регионов) по показателям развития образования14.

После получения данных по приведенным здесь критериям и показателям можно определить рациональность сети, наметить основные пути ее совершенствования. Рациональная сеть учебных учреждений должна одновременно соответствовать организационно-педагогическим принципам и факторам, конкретным условиям определенного региона, города, района, производства или отрасли хозяйства и в конечном счете - интересам учащихся и потенциального контингента. Если же такого соответствия нет – сеть нерациональна (в той или иной степени) и ее можно совершенствовать универсальными в целом и конкретными в частности путями (в той или иной степени). Важно определить и эффективность сети, показывающую влияние последней на состояние других организационно-педагогических факторов: посещаемость занятий учащимися, сохранение их контингента и т.д. Оба понятия тесно связаны: рациональная сеть, как правило, эффективна и наоборот.

Рациональность и эффективность школьной сети до и после возможной реорганизации определяется с помощью разработанных в ходе исследования критериев и их показателей . Эти критерии и показатели нужно сопоставлять до и после усовершенствования на одной территории. С их помощью можно также сравнивать и сеть учебных заведений разных районов, областей (краев), республик, регионов, производить упомянутое рейтингование при обязательном учете местных условий.

Очень важно то, что они позволяют оценить существующее. В зависимости от результатов этой оценки и должна определять необходимость реорганизация сети и структуры, потребность ее осуществления полностью, или частично. Выявляют эту необходимость на своей территории соответствующие органы управления образованием. Показатели дают возможность также оценить результативность осуществленного.

Первостепенными для оценки рациональности построения сети и выбора структур учебных заведений являются критерии и показатели соответствия этих структур условиям их применения и установленным для них оптимальным параметрам, а также охвата территории и взрослого населения обучением. Они в значительной мере определяют и все остальное. Из этих критериев и показателей прежде всего нужно исходить при решении вопроса о необходимости реорганизации и ее характере.

Однако, как для решения этого вопроса, так и для осуществления рационализации сети нужна информация, конкретизирующая указанные критерии и их показатели, помогающая исчислить последние.

Информация, необходимая для построения сети, выступает в двух видах: информация об административном районе, муниципалитете, прежде всего демографическая, характеризующая особенности расселения на данной территории; информация по организации.

Глубокое знание особенностей района и перспектив его развития позволяет учитывать влияние на сеть учебных заведений объективных факторов, конкретизировать и детализировать требования к построению сети. Данные о районе собираются и обобщаются отделом управления образованием с помощью депутатов муниципальных объединений. При изучении материалов необходимо в первую очередь обратить внимание на следующие основные вопросы:

- административное деление, территориальное расположение, площадь района;

- население, его плотность, процент городского и сельского населения, его миграция, направление ее потоков, густота населенных пунктов, количество жителей в сельских поселениях, половозрастной состав населения, его распределение по уровню образования и языку, динамика роста сельского населения;

- экономический характер района, предприятия, режимы и условия труда на них (сезонность, сменность, степень механизации основных и вспомогательных работ и пр.), главные показатели потребности в кадрах и их текучести, планы социально-экономического развития;

- транспорт, его виды, обеспеченность им района, состояние дорог и транспортных связей;

- основные культурные учреждения района, специальные учебные заведения, УНПО (б. ПТУ), их размеры и размещение, выбытие учащихся из них.

Еще более важной является информация об образовании взрослых. Здесь выделяются следующие моменты:

  1. Характеристика действующей сети прежде всего данные о количестве школ (и их структуре), других учебных заведений и учащихся в них; о наличии учебных подразделений и учащиеся в каждом из них: учебно-консультационные пункты, группы, индивидуально обучающиеся.

  2. Сведения о количестве учащихся по уровню образовательной подготовки, режимам труда и условиях быта

Тормозом для вовлечения новых контингентов являются не только недостатки сети – неудачное размещение школ и др. учебных учреждений, их подразделений на территории района, но и недостатки в организационно-педагогической структуре школ, ссузов, вузов, несоответствующей условиям труда и быта учащихся.

  1. Охват потенциального контингента обучения и территории района учебными подразделениями:

а) объективный учет лиц, не имеющих неполного и полного среднего образования, является исходной базой для определения контингента и развития прежде всего сети школ общего образования взрослых;

б) крайне важны сведения об охвате потенциального контингента обучения в целом по административному району и отдельно по сельскому населению;

в) в сельской местности необходимы данные об охвате территорий сельских муниципалитетов учебными подразделениями.

Информация дает возможность исчислить показатели рациональности построения сети и с их помощью выявить необходимость ее совершенствования, определить его направление и характер. При этом избираются те структуры учебных заведений и варианты их сети, условия применения которых соответствуют данной местности.


^ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ СТАТИСТИКЕ


Литке Федор Николаевич, старший научный сотрудник Лаборатории Теории сравнительной эффективности и качества систем образования взрослых Института образования взрослых РАО, кандидат педагогических наук ( г.Санкт-Петербург)


В бытовом, а зачастую и в научном обиходе «качество образования» понимается только как оценка процесса обучения (иногда сюда прибавляются – воспитание, развитие) или же как его результат, как уровень образования или распределение населения по этому признаку. В лаборатории теории сравнительной эффективности и качества систем образования взрослых разработана концепция исследования, включающая все многообразие этих понятий и составляющих указанных подразделений.15 Это позволяет, не отрицая упомянутых выше основных элементов данного понятий, опираясь на системный подход, рассматривать и другие, зачастую не менее важны объекты, характеризующие «качество образования взрослых». Сюда относятся и представленные в данной статье демографические, социально и организационно-педагогические аспекты (включая педагогические кадры и материальную базу) данной системы образования и ее подразделений. И это тем более обосновано и актуально, так как упомянутые выше процесс обучения, воспитания, развития, его результаты, кроме уровня образования, по своей качественной природе в основном не могут быть отражены в статистике, опирающейся на количественные характеристики, а только что названные аспекты всегда являются объектом ее описания.

Главными в неоднократно предлагаемой нами ранжировке многочисленных классификаций образования взрослых являются следующие его подразделения16: 1. по целям, задачам – базовое, постбазовое (последипломное), дополнительное; 2. По содержанию – общее, специализированное (профессиональное), досуговое; 3. по уровню – начальное, неполное и полное среднее общее, среднее профессиональное, высшее, после высшего. Этой последней классификацией соответствует еще одна, четвертая, по типу учебных заведений – вечерние (сменные) школы; учреждения начального профессионального образования (УНПО, б. ПТУ); ссузы (техникумы, колледжи); вузы; учреждения, обучающие безработных; малые образовательные предприятия. Именно на эту классификацию и ориентированы сводные формы статотчетности17. Она же и определяет структуру данной статьи. Но прежде чем писать о них, обратимся к освещению официальной статистикой демографической ситуации в стране, ее регионах и т.д., которая является основой формирования контингента учащихся системы образования взрослых.

Демографическая ситуация.

Наиболее полно и официально она отражена: 1. в материалах переписи населения, 2. в периодических (особенно – ежегодных) публикациях Росстата в средствах массовой информации, 3. в балансах трудовых ресурсов в среднем за определенный год.

  1. Наиболее полные материалы переписи. Здесь и численность населения в стране и на отдельных территориях, его возрастной и гендерный состав, соотношение городских и сельских жителей, уровень образования людей в разрезе всех предыдущих его группировок и многое другое. Основные общие данные по населению помещены в 1-2 тт. материалов переписи 2002г., уровень его образования в двух книгах 3т. Однако сейчас эти данные значительно устарели. В 2008г. была проведена выборочная пробная перепись, а в 2010 будет основная на всей территории страны.

  2. Материалы периодических публикаций гораздо менее подробны, а уровни образования в них отсутствуют.

  3. В балансе трудовых ресурсов содержатся полезные сведения об общем их числе, количестве лиц в трудоспособном возрасте и старше него, распределение численности занятых по отраслям хозяйства страны, не занятом в экономике населения, в том числе учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от работы. Эти данные также, как и материалы переписи, очень нужны для расчетов потенциального контингента учащихся – взрослых, охвата обучением населения, что является важнейшим показателем качества образования в социально и организационно-педагогическом аспектах и т.д. К сожалению, баланс трудовых ресурсов планово составляет с опозданием почти на два года.

Вечерние средние образовательные школы.

Основным источником показателей качества образования, включая его рациональность и эффективность, для данного типа учебных заведений является сводная форма их статотчета на начало каждого учебного года – СВ-1. Она включает в себя сведения о количестве школ, численности учащихся в них, формах и режимах обучения, распределению учеников по этим показателям и классам, источниках пополнения контингента (движение образовательных потоков), очень важных данных об эффективности образования (выбытие обучающихся по причинам, число не получивших аттестата о полном среднем образовании), есть материалы о возрастном и гендерном составе контингента, а также о книжном фонде. Эти данные могут использоваться как непосредственно, так и для расчетов определения рациональности и эффективности школьной сети, главных показателей качества образования в рассматриваемом здесь аспекте.

Отметим еще сведения формы Д-12 об обучающихся в дневных школах и выбывших в течение учебного года и летнего периода. Этот контингент распределен здесь по каналам дальнейшего обучения или отсутствия его. Те, кто продолжают учиться, являются источником пополнения контингента вечерних школ УНПО (б. ПТУ), ссузов, различных курсов и специальных учебно-воспитательных учреждений. Подробные данные о численности, составе по уровню образования, стажу, возрасту, оплате, специальности, учителей вечерних и дневных школ содержатся в большой форме 83-рик.

Учреждения начального профессионального образования (УНПО, б. ПТУ – значительная часть из них именуется лицеями). Вечерних учебных заведений среди них крайне мало, есть небольшое количество в ИТУ. Наверное, поэтому и статистические данные о них весьма скудны. Форма – 1 (профтех) показывает движение этих учащихся в течение года, Ф.-20 (профтех) – уровень образования и состав инженерно-педагогических кадров.

Значительно больше курсов по подготовке водителей (автомобилистов) на базе этих учреждений.

Средние специализированные (профессиональные) учебные заведения (ссузы, часто их называют колледжами). Основным источником сведений о них по качеству в указанном здесь аспекте является форма № 2-НК (на начало каждого учебного года). В ней содержатся сведения о распределении студентов по курсам, специальностям, источникам финансирования обучения, движении их внутри ссуза (прием, выбытие, выпуск), адресах пополнения контингента, его возрастном и гендерном составе, обеспеченности учебными площадями и общежитием, льготном обучении, руководящем и преподавательским персоналом, о наличии предприятий общественного питания.

Форма (на начало каждого учебного года) по вузам № 3-НК почти полностью аналогична предыдущей – 2-НК по ссузам. Изменения минимальны внутри разделов.

Среди многочисленных и разнообразных сведений о безработных и незанятых формы 1-т (трудоустройство) нас прежде всего интересует ее раздел, посвященный подготовке и переподготовке этих категорий лиц. Здесь содержатся данные о количестве принятых на обучение и завершивших его, и трудоустроившихся, видах профессиональной учебы, типах и количестве учебных заведений, занимающихся этой деятельностью.

И, наконец, общая форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» из интересующих нас данных, к сожалению, содержат лишь количество малых образовательных предприятий (МП), численность их работников по категории найма. Этих сведений крайне недостаточно для определения качества образования.

Что касается обучения в общественных организациях, в конфессиональных объединениях, то регулярная статистика о них отсутствует вообще.

В целом же, за исключением двух последних пунктов, официальная статистика дает достаточно материала для непосредственного или расчетного определения качества образования в социально и организационно-педагогическом аспектах.


^ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Ростова Лариса Константиновна, учитель русского языка и литературы

^ МОУ Гимназия № 92 г. Санкт-Петербурга (г.Санкт-Петербург)


Проблема качества в настоящее время является во всем мире одной из наиболее актуальных, и интерес к ней неуклонно возрастает. Это связано с тем, что качество продукции и услуг определяет приоритеты на рынке, экономическую безопасность государства; во многом обеспечивает устойчивое развитие цивилизации, сохранение окружающей среды, здоровья и благополучия человека.

В большинстве стран мира повышение качества стало национальной идеей в результате огромных усилий правительств, руководства фирм и компаний, направленных на обеспечение высокого качества продукции, услуг, работ и процессов.

В результате интеграции множества подходов сформировалась концепция Всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM). Бове и Тилл (1992 г.) считают, что управление тотальным качеством - это философия организации, а качество - это сама сущность организации.

В концепции TQM сконцентрировано все прогрессивное, что было характерно для предыдущих концепций управления качеством. Она составляет основу многих современных систем менеджмента в сфере производства и услуг. Положительным является то, что многие положения TQM органично вошли в идеологию современного поколения международных стандартов качества серии ISO.

Значение данных стандартов состоит в том, что они позволяют внедрить в менеджмент организации системный и процессный подход, обеспечить ориентацию менеджмента на потребителей и учет интересов всех заинтересованных сторон. Стандарты ISO серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к проектированию и применению систем качества.

Стандарты ISО серии 9000 универсальны для организаций различных отраслей. Они активно используются в таких сферах деятельности, как производство, коммуникации, услуги, здравоохранение, образование, и, как самые известные стандарты в мире, попали в книгу рекордов Гиннеса.

Динамичные изменения социально-экономических отношений, задачи развития конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике требуют серьезной модернизации образования, превращения образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества. Образование должно стать той движущей силой, которая способна существенно повысить качество жизни граждан.

В связи с интенсивным развитием экономики России, ее инновационной ориентацией вполне логично возникает постановка вопроса о качестве образования, об управлении и оценке качества образования. Идея качества воспринята широкой научно-педагогической общественностью, подхвачена и востребована практикой, стала внутренней потребностью работников школ, органов управления образованием.

При реализации идеи системного управления качеством образования возникают проблемы с применением стандартов ISO и некоторых положений, составляющих идеологию TQM.

Гуру менеджмента Джуран и Деминг подчеркивали, что доминирующая ответственность за качество возлагается на систему менеджмента и ее создателей (96% проблем), а остальное - на исполнителей (4% проблем).

В российском образовании ситуация обратная: основная доля несоответствий падает на исполнителей в лице учителей, методистов, специалистов служб сопровождения, технического и обслуживающего персонала. Это означает, что при внедрении систем качества в образовании значительное внимание следует обращать на все виды стимулирования персонала к бездефектной работе.

Высший менеджмент, несущий ответственность за качество образования перед заказчиками и потребителями, может и должен применять такую систему качества, которая, не игнорируя творчество и инициативу персонала школы, позволяла бы гарантировать требуемый потребителем уровень качества образовательного процесса и результаты образовательного процесса в виде обученности, воспитанности выпускников, в интеллектуальном, физическом, духовном отношении.

Отмечается неадекватность культурных основ российской сферы услуг (включая образование) и принципов, продекларированных в стандартах ISO 9000. Главный принцип, составляющий основу данных стандартов — это "жить по правилам, которые помогают жить лучше".

В России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты (в первичном смысле этого слова) и на силу власти. Культурный базис российских систем менеджмента, в том числе и менеджмента образования, — это милитаристский репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных и наказании. "Репрессивный менеджмент" не предусматривает поиска причин, он ограничивается поиском виновных.

Необходимо переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил, особенно, если речь идет о качестве образования, в котором в равной мере заинтересована и школа, и органы управления образованием, и общество, и граждане.

Современная парадигма промышленного менеджмента качества – это во многом парадигма, заключающаяся в процессном подходе к менеджменту. Использование процессного подхода в практике школьного менеджмента качества должно осуществляться осторожно и осмотрительно. Как при отсутствии практики управления процессами «увидеть», описать и усовершенствовать бизнес-процессы образовательного учреждения и при этом гарантировать качество педагогических и социальных результатов, которые имеют вероятностный характер и которые сложно диагностировать в ходе этого процесса? Речь идет о том, чтобы при определении внутренних входов/выходов для каждого подразделения учреждения; при «привязывании» выходов к входам, при декомпозировании бизнес-процессов подразделений на внутренние функции, работы, операции; при объединении бизнес-процессов подразделений в «сквозные» бизнес-процессы организации; при формировании матрицы ответственности подразделений и бизнес-процессов; при определении «всех видов затрат на качество» не перейти некую невидимую грань, которая делает невозможным участие творческого начала, нивелирует личность. Система управления бизнес-процессами (СУБП) предоставляет руководителям верхнего уровня средства управления, позволяющие увязать воедино существующие подсистемы, устранить препятствия, существующие между подразделениями на пути бизнес-процессов.

Использование концепции управления качеством «Шесть сигм», которая призвана помочь в определении мест возникновения ошибок в бизнес-процессе, приводящих к браку, представляет собой усовершенствованный вариант статистического управления процессами. На каждом из этапов выполняются определенные действия, необходимые для достижения основной цели – полной удовлетворенности потребителя. Применение данной концепции в управлении качеством образования поможет либо исключить, либо минимизировать причины, которые привели к возникновению дефектов.

Неэффективность системы управления качеством в школе очень часто объясняется дублированием операций, функций участников образовательного процесса. Одним из средств устранения данного недостатка является разработка и применение современных должностных инструкций, составленных продуктным методом, а не описательным, и документированных процедур. Четкое определение полномочий, компетенций участников процесса позволяет избегать ошибок и сбоев и, соответственно, помогает добиваться большей эффективности работы. При определении служебных функций продуктным методом исчезнут причины для внутренних «производственных войн» и баррикад между подразделениями, пропадут причины разрыва доверия между разными группами персонала, являющиеся следствием отсутствия понимания общих целей организации.

Версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям в документации системы менеджмента качества и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы менеджмента качества. На современном этапе обязательным является документирование только шести процедур: управление документацией, управление записями о качестве, внутренние аудиты, управление несоответствующей продукцией, корректирующие действия, предупреждающие действия.

Эффективность внутришкольной системы менеджмента качества в существенной мере снижается из-за ориентации, которая известна как тройной стандарт (думаю одно, пишу другое, делаю третье). В логике тройного стандарта нередко принимаются управленческие решения, осуществляется оценка профессионализма педагогов, аттестация обучающихся. Такие деформации в организационной культуре чреваты «размыванием» базовых стандартов оценки, снижением мотивации к улучшению качества. Стоит задача разработки внутришкольного стандарта качества, критериев, показателей, оценочно-измерительных средств и технологий для объективной, системной оценки основных составляющих качества образовательного процесса, его участников, содержания образования, индивидуальных учебных достижений, управления школой и образовательным процессом. В одинаковой мере должны использоваться количественные и качественные критерии, должна быть разработана и применяться эффективная система работы со статистикой. Это поможет устранить классическую ошибку современного школьного менеджмента, известную как «русская рулетка" - управление без цифр, фактов, на основе интуиции. Отсутствие культуры работы с различными документами, отношение к документированию как к процессу, который не стоит смешивать с непосредственной деятельностью, приводят к тому, что не представляется возможным решать проблемы до их возникновения.

Существуют и другие проблемы, например, упование на то, что достаточно получить сертификат ISO, все документировать и СМК заработает сама собой; или надежда на то, что новое оборудование, инновации решат вопрос качества. Образовательное учреждение, придерживающееся требований стандартов, но не двигающееся дальше, почти гарантированно не станет лидером в области качества, поскольку упускает из виду одну из важных составляющих, имеющую огромное значение – ресурсы (материальные и нематериальные) в сфере образования очень ограничены.

Для оптимизации СМК потребуется относительно немного средств при применении концепции Kaizen. Японское слово kaizen означает постоянное усовершенствование. Поддержка и улучшение – это две функции менеджмента в контексте Kaizen. Поддержка относится к деятельности, направленной на соблюдение текущих стандартов в области технологий, менеджмен­та и поддержание этих стандартов. Улучшение - означает небольшие улучшения в результате осуществления уси­лий. Принципы этой концепции помогут воспитывать мышление, ориентированное на усовершенствование процесса, чтобы улучшились результаты. Хотя улучшения, достигаемые путём реализации концепции Кaizen, проходят мед­ленно и малозаметны, спустя какое-то время это приводит к весьма значительным ре­зультатам.

Основу современного TQM составляет разработка долговременной стратегии высшего руководства в области качества, участия в ее реализации всего персонала в интересах самой организации, её сотрудников, потребителей и общества в целом. Большой вклад в разработку принципов TQM внесен А. Фейгенбаумом, который обосновал и сформулировал принцип расширения ответственности первого лица за улучшение качества менеджмента организации.

Постоянное и непрерывное личное участие высшего руководства в управлении качеством - залог успешной работы образовательного учреждения в обеспечении качества. Для внедрения и функционирования СМК руководитель должен:

В последнее время наблюдается тенденция к объединению (интеграции) в сфере образования различных систем менеджмента качества. Это связано с тем, что процессы модернизации образования требуют все более совершенной организации системы менеджмента качества.

Интегрированная система менеджмента качества образования – это часть общей системы менеджмента организации, которая соответствует требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирует как единое целое.

Целесообразность создания интегрированной системы менеджмента обусловлена тем, что по сравнению с разработкой нескольких автономных систем, она обеспечивает большую согласованность действий внутри организации; её разработка и внедрение менее трудоемки; объем документов значительно меньше; вовлеченность персонала в улучшение деятельности организации и способность учитывать интересы внешних сторон выше.

При интеграции неизбежно возникает проблема совместимости систем менеджмента качества. При разработке интегрированных систем менеджмента целесообразно использовать руководство ISO 72 «Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента».

Процесс внедрения системы менеджмента качества проходит не без трудностей и ошибок, в том числе стратегических и концептуальных. Современные достижения мирового менеджмента качества, его нормативные основы позволяют избежать многих ошибок. Родоначальниками менеджмента качества были американцы (Деминг, Джуран, Фейхенбаум), однако культурным явлением менеджмент качества стал именно в Японии и дошел до такого развития, что уже американцы стали учиться у японцев.

Самым губительным для управления качеством является убеждение, что мы уникальны, самобытны, международные нормы нам не указ, или, что хорошо для бизнеса, то не применимо для образования. Подражание – первый шаг к новаторству, но нельзя слепо копировать американский или японский подход, а вот игнорирование принципов, которые разработаны, обоснованы и сформулированы мировой теорией и практикой, тормозит развитие. Необходимо творчески применять все то ценное, что выработано в области управления качеством за последние десятилетия. Требуется некий интегрированный подход, который бы позволил решать комплекс проблем современной школы, используя творческий и интеллектуальный потенциал людей, обеспечивать требуемое потребителем качество на базе существующих ограниченных ресурсов.


^ От качества образования к качеству жизни


Салова Ида Григорьевна, заместитель директора МОУ Гимназия № 92, кандидат педагогических наук; Ханина А.Р., учитель русского языка и литературы

^ МОУ Гимназия № 92 (г.Санкт-Петербург)


Идея качества целенаправленно реализуется в гимназии №92 с 1989 года. Качество образования с точки зрения нового подхода рассматривается нами с позиции его соответствия запросам и ожиданиям потребителей (потребности учащихся, родителей, общества, государства, рынка труда).

Ежегодно во второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества, который является результатом инициативы Европейской организации по качеству (ЕОК), и становится важным событием для России.

Проблема качества распространяется на продукцию и производственные процессы, услуги, в том числе образовательные, и окружающую среду и перерастает в проблему качества жизни.

Правительство Российской Федерации рассматривает Всемирный день качества как возможность привлечения внимания широкой общественности к решению этой важнейшей в нашей стране проблемы.

В гимназии №92 ежегодно в ноябре проводится Неделя качества, в ходе которой проводится специализированные «уроки качества», детские выставки, мастер-классы, научно-практические конференции для учителей и родителей гимназии, а также для педагогов образовательных учреждений района и города.

В данной статье описывается практико-ориентированный проект «Что такое качество жизни?», автором которого является учитель русского языка и литературы Ханина А.Р. , консультантом заместитель по УВР Кротова Т.П.

Защиту проекта целесообразно проводить в «Неделю качества».


Введение

В гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга большой внимание уделяется самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. С 1987 года существует ученическое научное общество «Сократ» (УНО) – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию в различных областях науки, техники, культуры; к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, совершенствованию умений и навыков учебно-исследовательской, изобретательской, опытно-экспериментальной работы.

Начиная с 5 класса, учащиеся получают различные задания, групповые и индивидуальные. Учащимся 5-6 классов предлагаются разнообразные темы для групповой исследовательской работы. В 2009 году одной из тем, полученных учениками, явилась тема «Что такое качество жизни?»

Указания по подготовке данного проекта были даны на основе рекомендаций ОИРШ (Общественный институт развития школы г.Санкт-Петербурга) (приложение 1). Ученики познакомились с описанием четырех вымышленных стран: Нордландией, Зюйдландией, Остландией, Вестландией. В каждой стране были свои «условия жизни». В Нордландии высокое развитие техники, но ужасающее состояние окружающей среды. В Зюйдландии жизнь остановилась на уровне развития первобытного общества. Остландия – очень богатая страна, с большими запасами природных богатств; страна, где заботятся об окружающей среде. Но люди здесь не могут быть свободными в своих поступках и действиях, так как правит диктатор. Вестландия – демократическая страна, где, в принципе, все нормально. Достаточное развитие науки и техники, высокие зарплаты, людям комфортно жить. Но мешает одно – высокая преступность.

В задании ОИРШ требовалось следующее:

  1. Внимательно прочитать предложенные описания четырёх стран и расположить страны в определенном порядке по качеству жизни.

  2. Выбрать одну из перечисленных стран, в которой могли бы «поселиться». По каким критериям сделан такой выбор? Перечислить те условия жизни, которые не устраивают в выбранной стране.

  3. Создать еще одну новую вымышленную страну, используя те утверждения об условиях жизни, которые привлекли внимание в описании всех четырех стран. Обосновать, почему выбрали именно эти условия жизни.

  4. Какие изменения необходимо осуществить в нашей стране, чтобы условия жизни соответствовали Вашему пониманию качества жизни страны.

  5. Предложить критерии оценки качества жизни страны.

Выступление команды нужно было сопроводить компьютерной презентацией.

Задание предполагало большой объем работы. Нужно было провести опрос среди учащихся и родителей на тему «Что нужно сделать в России, чтобы качество жизни стало достойным?», а также создать вымышленную идеальную страну. Кроме того, нужно было подготовить компьютерную презентацию, которая помогла бы раскрыть «качество жизни» четырех вымышленных стран.

Используя полученную информацию (рекомендации ОИРШ) и данные, полученные в результате собственных исследований, ученики представили программу «Пусть говорят», в которой предметом обсуждения явилось «Качество жизни» ( приложение 2).

Данная форма защиты проекта была выбрана потому, что именно в форме телевизионной программы удобнее всего представить такой объемный материал. Кроме того, был задействован практически весь класс.

Чтобы представить каждую страну, проводился «телемост», на связь выходили жители вымышленных стран и рассказывали о качестве жизни в своем государстве. Рассказ «жителя» сопровождался показом слайдов (приложение 3, компьютерная презентация). Затем «зрители» и «гости» студии обсуждали увиденное. В конце программы было проведено голосование, в ходе которого «зрители» выбирали, в какой стране они хотели бы жить. Большинство голосов досталось Вестландии – богатой стране с высоким уровнем преступности.

Говорить о качестве можно бесконечно, это слово со множеством значений. Поэтому очень хорошо, что учащиеся изначально были ограничены рекомендациями. Тему этого проекта трудно отнести к какому-либо учебному предмету, он является надпредметным. Положительная сторона задания в том, что проявлялось множество не только учебных навыков, но и «внеучебных». Один из важных навыков – поиск информации. Не только в книгах и Интернете, но и самостоятельно, проводя опросы. Развитие и раскрытие творческих способностей ребят – одна из немаловажных деталей. А самое важное – это задание помогло еще сильнее сплотить класс, проявить себя как личность каждому участнику проекта.


^ Визитная карточка проекта «Что такое качество жизни?»

Автор проекта: Ханина А.Р., учитель русского языка и литературы.

Регион, в котором находится школа: Санкт-Петербург, гимназия №92, Выборгский район.


4076079212149187.html
4076131013270337.html
4076192034987264.html
4076305782058780.html
4076429441332153.html