Тема 1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами» - страница 30

Тема 1: «Институты гражданского общества по противодействию коррупции. Взаимодействие с государственными органами» - страница 30

^ 16. Повышение качества и доступности социальных услуг в целях противодействия коррупции

КОНЦЕПЦИЯ

снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы

(Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1021-р)


В целях снижения уровня коррупции в Российской Федерации Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы и Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Национальная стратегия противодействия коррупции закрепляет основополагающие принципы и направления дальнейшей работы в сфере снижения уровня коррупции в Российской Федерации.

Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы является основным программным документом в указанной сфере и предусматривает конкретные меры по реализации положений Национальной стратегии противодействия коррупции.

Целью указанных документов является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Достижение этой цели невозможно без осуществления мероприятий по следующим направлениям, предусмотренных настоящей Концепцией:

организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах;


6. Оптимизация предоставления (исполнения) государственных

и муниципальных услуг (функций)


Предоставление (исполнение) государственных и муниципальных услуг (функций) непосредственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в многофункциональных центрах по принципу "одного окна", и в электронной форме подлежит регламентации, включению в соответствующие реестры и оптимизации их предоставления (исполнения).

На федеральном уровне сформирован и поддерживается в актуальном состоянии перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами (содержит около 850 полномочий). Указанный перечень размещен в качестве классификатора в федеральном реестре государственных услуг (функций) и корректируется в соответствии с изменениями нормативной правовой базы. Перечень является основой планирования, реализации и оценки эффективности мероприятий по оптимизации государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) федеральными органами исполнительной власти.

При этом указанный перечень включает только государственные услуги, а также функции по осуществлению государственного и муниципального контроля и надзора, которые подразумевают непосредственное взаимодействие государственных органов с гражданами и организациями.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования также должны провести работу по формированию и ведению соответствующих перечней предоставляемых (исполняемых) государственных и муниципальных услуг (функций). Для содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработаны примерные перечни предоставляемых (исполняемых) услуг (функций), которые содержат 116 региональных и 65 муниципальных услуг и могут уточняться и детализироваться.

Кроме того, необходимо разработать проект нормативного правового акта, устанавливающего четкое разграничение понятий "государственная функция" и "государственная услуга".


Оптимизация предоставления федеральными органами

исполнительной власти, органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации и органами местного

самоуправления платных услуг


При реализации мероприятий по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг отдельно следует рассматривать вопросы взимания платы за указанные услуги.

В соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, если за их предоставление взимается государственная пошлина, установленная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также если взимание платы за услуги для заявителя предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (до момента признания утратившими силу положений нормативных правовых актов, устанавливающих плату за услуги).

В целях предотвращения случаев взимания платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами, необходимо провести мероприятия по упорядочению взимания платы с заявителей при предоставлении государственных и муниципальных услуг с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты (отмена платы или ее перевод в государственную пошлину).


7. Мониторинг качества и доступности государственных

и муниципальных услуг


Для оценки качества и доступности государственных и муниципальных услуг, определения приоритетов для их оптимизации, а также для оценки результатов проводимых преобразований необходимо продолжать практику мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Цель мониторинга состоит в определении реального количества обращений, масштабов временных и материальных издержек при получении заявителем конечного результата обращения к государственным органам и организациям (в целом по государственной услуге и по каждому обращению).

При проведении мониторинга должны учитываться все необходимые для получения конечного результата взаимодействия с государством обращения заявителя во все органы власти, включая обращения в подведомственные, аффилированные и иные организации.

Суть мониторинга состоит в сборе информации об исследуемых параметрах в ходе опросов, глубинных интервью, анкетирования получателей государственных и муниципальных услуг и проведения "контрольных обращений".

В рамках мониторинга качества государственных услуг целесообразно выделить 2 направления:

государственные услуги, включенные в мониторинг на постоянной основе (наиболее востребованные государственные услуги для граждан и бизнеса);

государственные услуги, включаемые в мониторинг в соответствии с текущими приоритетами.

По каждой услуге, по которой проводится или будет проводиться оптимизация, целесообразно проводить оценку изменения уровня издержек заявителя - до и после оптимизации.

Необходимо внедрить систему внутриведомственного мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг с привлечением представителей общественности. В этих целях предлагается разработать типовую методику проведения внутриведомственного мониторинга качества оказания государственных и муниципальных услуг.

На федеральном уровне организуется методическая поддержка проведения регулярного мониторинга на региональном и местном уровнях.

Основой мониторинга качества региональных и муниципальных услуг должны стать принимаемые на уровне высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации программы снижения административных барьеров и повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.


8. Организация предоставления государственных

и муниципальных услуг по принципу "одного окна"

в многофункциональных центрах


Предоставление государственной или муниципальной услуги по принципу "одного окна" предполагает однократное обращение заявителя с запросом в многофункциональный центр.

Многофункциональный центр представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Многофункциональный центр также представляет интересы органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями.

Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" должно обеспечивать существенное снижение издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления. Принцип "одного окна" должен реализовываться многофункциональным центром путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

В связи с этим необходимы существенная оптимизация государственных и муниципальных услуг и обеспечение межведомственного взаимодействия. Должно быть обеспечено выполнение единых стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на всей территории Российской Федерации.

Перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, должны быть утверждены на федеральном, региональном и местном уровнях.

В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены программы по оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров, предусматривающие обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в каждом муниципальном образовании в субъекте Российской Федерации. Разработка требований к структуре и содержанию указанных программ, а также контроль их соответствия установленным требованиям осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим методическую поддержку при создании многофункционального центра. При этом должен быть обеспечен контроль качества предоставления государственных и муниципальных услуг на всех уровнях публичной власти, все государственные и муниципальные услуги в многофункциональном центре должны предоставляться по принципу "одного окна".

Необходимо определить требования к многофункциональным центрам по категориям в зависимости от населенных пунктов. Пункты доступа к услугам многофункционального центра, в том числе к услугам, предоставляемым в электронном виде, могут быть организованы путем оборудования небольших помещений (на 1 - 2 окна), соответствующих стандартам комфортности и обеспеченных информационно-техническими средствами, в том числе в местных администрациях, почтовых отделениях, отделениях банков, а также путем организации выездных (мобильных) групп многофункционального центра. Необходимо проводить регулярный мониторинг деятельности многофункционального центра на предмет соответствия установленным требованиям, а также качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункционального центра.

Порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, перечень необходимых для получения услуги документов, истребуемых у заявителя, и их форма содержатся, как правило, в подзаконных нормативных правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней. Установленные в них требования основную нагрузку по сбору документов, подтверждению того или иного статуса возлагают на заявителя, что противоречит требованиям Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и не позволяет в полной мере реализовать принцип "одного окна". Для снятия существующих нормативных ограничений возможности предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна" необходимо внести соответствующие изменения в акты Российской Федерации, акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Развитие многофункциональных центров является необходимым условием для формирования информационного общества, так как многофункциональный центр должен обеспечивать доступ к порталам государственных и муниципальных услуг и тем самым содействовать повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения, преодолению цифрового неравенства между субъектами Российской Федерации. Многофункциональные центры должны стать точкой доступа населения к электронным государственным и муниципальным услугам. Должны быть предусмотрены механизмы, направленные на стимулирование реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по созданию многофункциональных центров, в том числе на поощрение за достижение результатов в повышении качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Информационные системы поддержки деятельности всех существующих на территории Российской Федерации многофункциональных центров должны быть объединены в единую общероссийскую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров, обеспечивающую:

интеграцию с автоматизированными системами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, задействованных в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;

интеграцию с информационными ресурсами, в том числе с единым порталом;

формирование отчетности о деятельности многофункциональных центров, необходимой для анализа и выработки предложений для дальнейшего совершенствования деятельности многофункциональных центров.

В целях стимулирования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров необходимо осуществить переход к возмещению затрат многофункционального центра по оказанию услуг органов власти различных уровней за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления межбюджетных трансфертов. Необходимо разработать механизмы предоставления средств из бюджетов всех уровней на возмещение затрат многофункциональных центров, сформировать соответствующую нормативную правовую базу, снять нормативные ограничения, а также внедрить в практику новые механизмы финансирования.

Для реализации единых подходов к обеспечению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах на всей территории Российской Федерации в законодательстве должны быть четко закреплены полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению создания и деятельности многофункциональных центров.

В то же время на федеральном уровне необходимо принять документы, предусматривающие:

порядок проведения оценки соответствия многофункционального центра установленным требованиям;

перечень услуг, которые в обязательном порядке должны предоставляться в многофункциональных центрах;

требования к заключению соглашений, методические рекомендации по созданию многофункциональных центров и требования к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

единые правила, требования и нормы в области качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах;

порядок ведения реестра многофункциональных центров.

Субъекты Российской Федерации в случае заинтересованности в создании многофункциональных центров на их территории:

разрабатывают региональные программы в указанной сфере, организовывают их выполнение и финансирование;

создают (учреждают) и обеспечивают деятельность многофункциональных центров;

осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам размещения на территории муниципальных образований многофункциональных центров, участия органов местного самоуправления в создании и обеспечении деятельности многофункциональных центров, предоставления муниципальных услуг на базе многофункциональных центров;

осуществляют мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг, реализуют принцип "одного окна" в многофункциональных центрах на территории субъекта Российской Федерации.

По итогам 2013 года на территории Российской Федерации в городах (городских округах) и муниципальных районах должны действовать не менее чем 1500 многофункциональных центров.


Предоставление государственных и муниципальных услуг

в электронной форме


Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено право заявителя на получение государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Предоставление (исполнение) государственных услуг (функций) в электронной форме должно осуществляться с использованием единого портала. Государственные услуги (функции) в электронном виде должны предоставляться при условии однозначной идентификации заявителя.

Доступ к информации, размещенной на едином портале, а также возможность получать государственные услуги в электронном виде должны быть предоставлены через центры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и о предоставляемых (исполняемых) ими государственных услугах (функциях) (далее - центры доступа). Центры доступа должны быть установлены в шаговой доступности для населения во всех городах. В других населенных пунктах Российской Федерации должен быть установлен как минимум 1 центр доступа.

Необходимо обеспечить возможность для заявителей совершать платежи в электронной форме в целях получения государственных услуг (налоговые платежи, государственная пошлина, погашение задолженностей и штрафов), а также возможность использования всех разрешенных законодательством Российской Федерации платежных средств при совершении платежей.

Перевод процедур предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид подразумевает возможность получения информации об услугах посредством сети Интернет, подачу документов заявителем в электронном виде, их обработку в системах электронного делопроизводства и направление результата услуги в форме электронного документа. Для внедрения электронных услуг необходимы прежде всего изменение и принятие новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, предусматривающих возможности и порядок получения наиболее востребованных и социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Необходимо провести инвентаризацию и формирование исчерпывающего перечня государственных и муниципальных услуг, требующих личного и непосредственного посещения федерального органа исполнительной власти заявителем либо представителем заявителя, а также государственных и муниципальных услуг, требующих необходимости представления документов и (или) материальных объектов.

При предоставлении заявителем документов, формы которых размещены на официальном сайте государственного органа исполнительной власти, а также на едином портале, должна оставаться возможность выбора электронной, телефонной или письменной формы взаимодействия с государственным органом исполнительной власти.

В целях создания юридически значимого электронного взаимодействия требуется обеспечение юридической значимости и приоритета данных в электронной форме.


Контрольные вопросы

  1. Основные элементы системы противодействия коррупции в Российской Федерации.

  2. Задачи по борьбе с коррупцией.

  3. Субъекты противодействия коррупции в Российской Федерации. Функции субъектов по противодействию коррупции в России.

  4. Механизм борьбы с коррупцией. Взаимосвязь и взаимодействие элементов системы противодействия коррупции. Координация деятельности, направленной на противодействие коррупции в России и взаимодействие при борьбе с коррупцией.

  5. Противодействие коррупции в органах государственной власти и муниципальных органах.

  6. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как антикоррупционная мера.

  7. Зоны повышенного коррупционного риска в управленческой деятельности органов государственной власти.

  8. Федеративный и этно-политические факторы в противодействии коррупции.

  9. Общественные объединения в системе противодействия коррупции.

  10. Общественное расследование - действенный механизм противодействия коррупции.

  11. Роль личности в борьбе с коррупцией.

  12. Эффективная защита безопасности свидетелей.

  13. Повышение качества управления кадрами.

  14. Совершенствование процедур государственного и общественного контроля.

  15. Роль Счетной палаты Российской Федерации в противодействии коррупции.

  16. Роль Прокуратуры Российской Федерации в противодействии коррупции.

  17. Экономические механизмы противодействия коррупции.

  18. Повышение качества и доступности социальных услуг в целях противодействия коррупции.


Источники и литература

Нормативные правовые акты

а) федеральные законы

  1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. — М., 1995.

  3. Закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004. № 79-ФЗ // Российская газета. — М., 2004. — 31 июля.

  4. Закон Российской Федерации «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995. № 40-ФЗ. — М., 1995.

  5. О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. // Государственная служба: Сборник нормативных документов; 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003.

  6. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления // Российская газета. 2008. 30 декабря (от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ) // Российская газета. 2009. 13 февраля.

  7. О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 // РГ, 2008, 27 декабря.


б) Указы Президента Российской Федерации

Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации № 885 от 12 августа 2002 г. // СЗ РФ, 2002, № 33, ст. 3196.

О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов. Указ Президента Российской Федерации № 821 от 1 июля 2010 г. // КонсультантПлюс

О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Указ Президента Российской Федерации № 261 от 10 марта 2009 г. // РГ, 2009, 11 марта.

О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом. Указ Президента Российской Федерации № 814 от 16 июля 2009 г. // РГ, 2009, 17 июля.

О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (от 21 сентября 2009 г. № 1065) // Российская газета. 2009. 22 сентября

О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (от 21 сентября 2009 г. № 1066) // Российская газета. 2009. 22 сентября

О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы (от 13 апреля 2010 года № 460) // КонсультантПлюс

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. № Пр-1496 от 15 августа 2001 г. // СЗ РФ, 2001, № 34, ст. 3502.


в) постановления Правительства РФ

Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (от 15 июня 2004 г. № 278)

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (от 26 февраля 2010 г. № 96) // КонсультантПлюс


^ Рекомендуемая литература

Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / Под ред. В.П. Иванова. — М.: Известия, 2003.

Грунин О.А. Экономическая безопасность организаций: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2002.

Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России /Под общ. ред. Б.Д. Завидова. — М.: Приор, 2002.

Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. — М.: Финстатинформ, 2002.

Хрипков М.П. Обеспечение экономической безопасности России. М.: ФА, 2008.

Эффективность государственного управления. Пер. с англ./ Общ. ред. С.А. Батчикова, С.Ю.Глазьева. — М.: Консалтбанкир, 1998.


Дополнительная

  1. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. — М.: Изд. дом «Право и государство», 2003.

  2. Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции / Сост. и отв. ред. И.Б. Олимпиевыа, О.В. Паченков. —  СПб.: Алетейя, 2007.

  3. Ващекин Н.П. Безопасность предпринимательской деятельности. Учебное пособие. — М.: Экономика, 2002.

  4. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность коммерческого банка. — М., 2000.

  5. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.

  6. Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Коррупция: современные подходы к исследованию: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический проект; Альма Матер, 2009.

  7. Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России /Под общ. ред. Б.Д. Завидова. — М.: Приор, 2002.

  8. Курочкин Ю. С. Экономическая война. — Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2001.

  9. Лисов В.И. Экономическая безопасность России и развитие корпоративных систем. — М.: Изд-во МГУ, 2001.

  10. Ларичев В.Д. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. — М.: Экзамен, 2002.

  11. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы: Пер. с англ. — М.: Логос, 2003.

  12. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие / Ин-т экономики РАН. — М.: Финстатинформ, 2002.

  13. Чащин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы ­ М.: Дело и Сервис, 2009.

  14. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник для Вузов / Под редакцией С.В. Степашина. Ч. 1-2. — М.: СПб.: Лань, 2001.

  15. Экономическая безопасность России: Проблема методологии и организационно-правового обеспечения: Учебное пособие. — М.: Мос. ин-т МВД России, 2001.



4071751873872913.html
4071807880282832.html
4071920477185346.html
4071954460932576.html
4072011881102986.html